Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 

Старение организма. Классификация возрастных периодов
Анатомия и физиология - Общие сведения

Старение человека — закономерный биологический процесс, определяемый его индивидуальной, генетически обусловленной программой развития. В течение всего существования человека происходит старение одних составных элементов его организма и возникновение новых. Общее развитие организма человека может быть разделено на два периода — восходящего и нисходящего развития. Первый из них заканчивается с полной зрелостью организма, а второй начинается уже в 30—35 лет. С этого возраста начинается постепенное изменение различных видов обмена, состояния функциональных систем организма, неизбежно ведущее к ограничению его приспособительных возможностей, увеличению вероятности развития патологических процессов, острых заболеваний и смерти.

Это не означает, однако, что старость как заключительный этап в процессе старения организма всегда болезненна. Существовавшее долгое время представление о старости как о болезни является неверным. Еще С. П. Боткин и И. И. Мечников указывали на существование двух видов старения — физиологического и преждевременного, патологического.

На конференции, посвященной проблемам старения и старости, организованной в Киеве в 1938 г., А. А. Богомольцем было опровергнуто мнение о том, что старость — это особый вид неизлечимой болезни, и доказано, что расстройства, ранее признававшиеся характерными для старости, вовсе не обязательные ее спутники. На этой конференции биологи и медики единодушно признали существование нормальной физиологической старости, которая характеризуется сохранением умственного и физического здоровья, определенной работоспособностью, контактностью, интересом к современности. В организме при этом постепенно и равномерно развиваются изменения во всех физиологических системах с приспособлением к его уменьшенным возможностям.

Физиологическое старение не может рассматриваться только как процесс обратного развития организма. Это и высокий уровень приспособительных механизмов, обусловливающих появление новых компенсаторных факторов, поддерживающих жизнедеятельность различных систем и органов. От степени развития и совершенства этих компенсаторных приспособительных механизмов зависят характер и темп старения человека.

Преждевременное старение, наблюдающееся, к сожалению, у большинства людей, характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чем у физиологически стареющих людей, наличием выраженной неоднородности, гетерохронности в старении различных систем и органов. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями, воздействием некоторых отрицательных факторов внешней среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы организма, связанные со стрессовыми ситуациями, изменяют течение процессов старения, снижают или извращают приспособительные возможности организма и способствуют развитию преждевременного старения, патологических процессов и болезней, сопровождающих его.

В связи с тем, что процесс старения у людей происходит весьма индивидуально, и часто состояние организма стареющего человека не соответствует возрастным нормам, следует разграничивать понятия календарного (хронологического) и биологического возраста. Последний может предшествовать календарному, что свидетельствует о раннем, преждевременном старении. Степень расхождения между календарным и биологическим возрастом характеризует выраженность преждевременного старения, ускоренный темп развития процесса старения. Биологический возраст определяется комплексной характеристикой функционального состояния различных систем. Для того чтобы определить степень соответствия биологического возраста календарному, необходимы сравнительное изучение функций, закономерно изменяющихся с возрастом, и широкое использование функциональных нагрузок для установления возможностей приспособительных реакций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем, различных видов обмена организма.

На основании изучения закономерно изменяющихся при старении показателей структуры и функций рядом авторов предложены показатели для определения биологического возраста (Hollingsworth, 1965; Ciuca и Jgcovsky, 1968; Gitman, 1969 Н. Витте и сотр., 1969; A. Comfort, 1969, и др.). В Институте геронтологии АМН СССР разрабатывается методика определения биологического возраста человека в амбулаторных условиях и устанавливаются соответствующие возрастные нормативы.

Определение биологического возраста человека и его соответствия календарному весьма важно для правильной диагностики и терапии, так как позволяет выяснить, какие изменения самочувствия, какая степень изменений органов и систем, ограничения их функций — проявление возрастных сдвигов и что обусловлено болезнью, патологическим процессом и подлежит лечению. Использование показателей биологического возраста имеет большое значение для гигиениста и социолога, так как представляет данные о социальном устройстве, о степени влияния профвредностей, необходимости изменения профиля и темпа работы и т. д.

Надо отметить, однако, что выработка критериев, которые позволили бы получить хотя бы относительно четкое представление о биологическом возрасте человека в процессе его старения — это довольно трудная задача. Сложность ее обусловлена, с одной стороны, неоднородностью развития процессов инволюции, старения органов и систем, весьма разнообразным включением компенсаторных механизмов, поддерживающих состояние гомеостаза. В связи с этим необходимы широкие комплексные исследования по выяснению изменения структуры, функции различных органов, различных видов обмена, изменения их взаимоотношений у отдельных индивидуумов.

С другой стороны, результаты одновременного, статического исследования человека (поперечного изучения), отдельных возрастных групп не могут дать правильного представления о биологическом возрасте, о чисто возрастных нормативах, присущих населению определенной страны, эпохи, географического положения и т. д.

Старость как определенный этап существования и старение как динамический процесс, сопровождающий нисходящую стадию развития человека,— разные понятия. Для того чтобы считать физиологическим определенный этап старения индивидуума и изменения его организма чисто возрастными, необходимо убедиться в том, что обследуемый физиологично прошел весь путь нисходящего развития, достигнув физиологической старости, активного долголетия. Это требует долговременного наблюдения, периодически повторяющихся тщательных исследований со сравнительной оценкой получаемых результатов (продольного изучения).

Такие исследования уже проводятся в ряде стран и в СССР (Институт геронтологии АМН), однако длительность их едва ли превышает 15—20 лет, а глубина исследования, набор тестов во многих случаях недостаточны и не позволяют получить достаточно полного представления о динамике процесса старения, об изменении взаимоотношений органов и систем, о развитии механизмов адаптации.

По-видимому, единственным путем, позволяющим определить возрастные нормативы определенных групп населения, внести научный вклад в понимание процессов старения, является долговременное, в течение всего онтогенеза человека, глубокое исследование динамики возрастных изменений структур, функций, обмена. Естественно, для этого потребуются не одно поколение исследователей и достаточно большие научные коллективы с соответствующей организацией. Однако это необходимо для решения многих проблем геронтологии, в частности, для того, чтобы получить ясное представление о физиологии старения, о возрастной норме, как правило, включающей в себя элементы патологических процессов.

Установление возрастных рубежей, разделяющих жизнь на отдельные периоды, чрезвычайно условно, особенно во второй половине индивидуального развития человека. Нельзя не согласиться с В. В. Фролькисом (1969), указывающим, что если в раннем онтогенезе возрастные периоды (внутриутробный с его отдельными фазами, период новорожденности, грудной возраст) совершенно четко отграничены друг от друга, то значительно более сложно отделить пожилой возраст от старческого и старческий от долгожительства, так как в стареющем организме нет резких переходов, быстрых коренных функциональных и обменных изменений.

Возрастная периодизация в значительной мере определяется средней продолжительностью жизни человека, изменения которой резко меняют и представления о сроках наступления старости. Изменение структуры населения, социальные факторы, реализующиеся через биологические механизмы и изменяющие состояние здоровья населения, обусловливают необходимость периодического пересмотра возрастной периодизации в позднем онтогенезе.

Первой из научных попыток возрастной периодизации была схема Flourens (1855), который различал два основных периода — роста и упадка. В течение последних десятилетий свои классификации предложили Schlesinger (1914), Warthin (1927), L. Aschoff (1938), Stieglitz (1954).

Во всех классификациях возрастных периодов, составленных крупными учеными экономически развитых стран, можно отметить почти однородные рубежи, характеризующие вторую половину жизни человека:

1)       40      лет — окончание периода возмужания (по Warthin), 45   лет — окончание периода расцвета (по L. Aschoff), окончание периода зрелости (по Stieglitz);
2)      60      лет — окончание периода полной зрелости и начало старости (по Warthin), 65        лет — окончание периода полной зрелости и начало старости (по L. Aschoff), 70±10 лет — начало старости (по Stieglitz);
3)       75—80 лет — преклонный возраст и более поздние годы — глубокая старость (по Schlesinger). На симпозиуме в Ленинграде (1962) и

Международном семинаре по проблемам геронтологии Всемирной Организации Здравоохранения в Киеве (1963) была принята возрастная классификация, в соответствии с которой рекомендуется различать три хронологических периода в позднем онтогенезе человека:

1)       средний возраст — 45—59 лет,
2)       пожилой — 60—74 года,
3)       старческий — 75 лет и старше.

В последнем периоде выделена отдельная категория людей 90 лет и старше, так называемых долгожителей.

Эта классификация выдвигает рубежи 45, 60, 75 и 90 лет, близкие к имеющимся в ранее предложенных классификациях.

По современным воззрениям (И. В. Давыдовский, И. Троян и др.), нисходящий период развития человека начинается в 30— 35 лет, когда наступает переход из молодого возраста в зрелый.

Хотя уже в начале нисходящего периода развития тщательное исследование обнаруживает изменения физиологических реакций, структуры и обмена, которые можно рассматривать как предынволютивные и ограничивающие функциональную способность в некоторых видах труда, спорте, человек сохраняет определенное постоянство своих возможностей — это постоянство можно характеризовать как плато, разделяющее восходящий и нисходящий периоды развития.

Ощутимые изменения, свидетельствующие о старении, как правило, наблюдаются после 45 лет. Выделение в классификации Ленинградского симпозиума и Киевского семинара ВОЗ пятнадцатилетнего периода (45—60 лет) как периода среднего возраста оправдано, с одной стороны, физиологическими особенностями стареющего организма, с другой — социальными, так как он предшествует пенсионированию.

В среднем возрасте происходят интенсивные сдвиги в регу-ляторных механизмах, связанные с нарушениями в центральных механизмах регуляции эндокринных функций. Изменения в системе гипоталамус—гипофиз—половые железы являются ведущими в развитии климактерического периода, изменяющего сложные нейроэндокринные взаимоотношения. Возникшие возрастные нейрогуморальные сдвиги сказываются на обмене и функции тканей, могут определять развитие дистрофических и дегенеративных процессов в тканях и органах стареющего организма, его адаптацию к новым условиям существования.

В настоящее время существует достаточно полное представление о большой зависимости между эндокринными сдвигами в этот период и патологическим климаксом, в значительной мере влияющим на процессы старения. Следует заметить, что если существование физиологического и патологического климакса у женщин установлено и является предметом многих исследований, то относительно процессов, протекающих в мужском организме в период окончания репродуктивного периода, имеется еще очень мало данных. Между тем среди ученых все шире распространяется мнение о том, что и мужчины переживают климактерический период, нередко проявляющийся целым рядом патологических сдвигов в функции органов и систем (в первую очередь сердечно-сосудистой), изменением различных видов обмена. Возраст 55—60—65 лет является наиболее критическим для мужчины в связи с более бурным развитием атеросклероза в этот период и нарушением нейрогуморальной регуляции функции сердца и сосудов, изменением сосудистой реактивности. Следует согласиться с Б. А. Вартапетовым и А. Н. Демченко (1965), что этому процессу у мужчин, нередко протекающему патологически и способствующему преждевременному старению с его недугами и болезнями, зачастую все еще не уделяется должного внимания; он, как правило, не учитывается клиницистами в генезе целого ряда заболеваний у людей пожилого возраста.

В пятом-шестом десятилетиях в организме человека, по существу, происходят изменения, определяющие дальнейший ход старения. Он в значительной степени обусловлен степенью адаптации организма к новым условиям, вызванной глубокой перестройкой нейрогуморальной регуляции, происходящей в среднем возрасте.

В Институте геронтологии АМН СССР было выполнено комплексное клинико-физиологическое исследование, характеризующее последовательность и отношение изменений в различных системах, возникающих в этот возрастной период. Полученные данные свидетельствуют о том, что в первую очередь изменения наступают в функции сердечно-сосудистой и нервной систем. Они способствуют изменениям в тканях и органах.

Если учесть, что этот возрастной период является для большинства периодом окончания активной профессиональной деятельности, вслед за которым следует изменение жизненного стереотипа, положения в обществе и семье, то, вероятно, именно он заслуживает наибольшего внимания при разработке и осуществлении мер профилактики преждевременного старения и болезней старости.

Второй период позднего онтогенеза — пожилой возраст. Вряд ли стоит называть его периодом ранней старости, а людей этого возраста престарелыми людьми или людьми преклонного возраста. Это диктуется и психологическими моментами и положением человека на седьмом десятилетии его жизненного пути в обществе. Наряду с увеличением средней продолжительности жизни населения экономически развитых стран, улучшились и показатели здоровья людей старших возрастных групп. Наряду с этим фактором, широкое внедрение техники, облегчающей труд, резко увеличило возможности использования остаточной трудоспособности лиц пенсионного возраста. Уже в настоящее время, по данным ВОЗ, более 20% людей в возрасте 65 лет и старше сохраняют свою профессиональную трудоспособность.

Это дает возможность несколько отодвинуть относительные рубежи, определяющие возрастные периоды, и воспринимать физиологическую старость как конечный этап онтогенеза человека не ранее чем с 75 лет.

Присоединяясь к возрастной классификации, принятой Ленинградским симпозиумом и Киевским семинаром ВОЗ, мы считаем целесообразным выделение возрастной группы 90 лет и старше — долгожителей. Это особая возрастная группа, представляющая большой интерес для научного изучения как прототип поздней старости, а также требующая особого внимания социальных и медицинских учреждений.

В современной литературе все чаще встречается название «третий возраст», предложенное французскими социологами для характеристики пенсионного возраста, который в большинстве западных стран установлен в 65 лет.

Гериатрия

 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами