Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 

Возрастные этапы развития движения у детей и подростков
Анатомия и физиология - Общие сведения

В возрастной периодизации, принятой Международным симпозиумом (Москва, НИИ физиологии детей и подростков, 1965 г.), предусматривается 7 периодов возрастного развития:

  • 1.Период новорожденности 1 — 10 дней
  • 2.Грудной возраст 10 дней — 1 год
  • 3.Раннее детство 1 — 3 года
  • 4.Первое детство 4 — 7 лет
  • 5.Второе детство: мальчики 8—12 лет, девочки, 8—11 лет
  • 6. Подростковый возраст: мальчики 13 — 16 лет, девочки 12 — 15 лет
  • 7. Юношеский возраст: юноши 17—21 год, девушки 16-20 лет

В отечественной практике педагогики и здравоохранения применяется следующая схема возрастной периодизации:

1.Преддошкольный возраст до 3 лет
2.Дошкольный возраст 3 — 7(6) лет
3.Школьный возраст:
  • младший 7(6) — 10 пет
  • средний 11 — 14 лет
  • старший 15—18 лет

Эта периодизация носит утилитарно-прикладной характер. Она не противоречит биологической периодизации и может использоваться в практике работы преподавателя физического воспитания, тренера по спорту.

Для определения биологического возраста устанавливают степень оссификации (окостенения) отдельных костей скелета, развития вторичных половых признаков, прорезания и смены зубов, изменения основных показателей физического развития и др. Созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит неравномерно. В первую очередь созревают системы, способствующие выживанию организма при переходе от внутриутробного развития к свободным, независимым от материнского тела условиям существования.

Гетерохронность (неравномерность) возрастного развития получила убедительное теоретическое обоснование в учении П.К. Анохина о системогенезе. В процессе индивидуального развития ранее всего созревают физиологические системы, которые обеспечивают выживание организма. Так, к моменту рождения функциональной зрелости достигает физиологическая система, обеспечивающая акт сосания. Избирательное, опережающее развитие морфологических структур, входящих в функциональные системы выживания после рождения, является наиболее существенной стороной системогенеза.

В течение первого года жизни длина тела ребенка увеличивается примерно на половину исходного роста. Соответственно увеличивается масса внутренних органов, головного и спинного мозга. В возрасте от 3 до 3,5 лет ребенок овладевает элементарньгми навыками бега. Вследствие этого увеличивается суммарный объем движений, который стимулирует развитие физических качеств. Происходит скачок — первый критический период в развитии физических качеств.

С 5 до 7 лет резко увеличиваются темпы роста тела в длину: ребенок вырастает на 7 — 10 см за один год. Этот период совпадает с началом обучения в школе. У ребенка совершенно изменяется характер повседневной двигательной деятельности. Он овладевает новыми произвольными движениями. На уроках физкультуры ребенку предлагаются новые, неизвестные ранее физические упражнения. Возраст с 5 до 7 лет соотносят со вторым критическим периодом в развитии двигательной функции.

Кости детей по сравнению с костями взрослых содержат меньше минеральных веществ и легко подвергаются искривлению. Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются. Кости таза к 7 — 8 годам только начинают срастаться и при сотрясениях могут смещаться. Все кости таза к 14—16 годам образуют единую тазовую кость, а к 20 — 25 годам завершается ее формирование. Участки бедренной кости сливаются воедино к 17 — 20 годам.

Позвоночный столб у мальчиков в возрасте до 7 лет имеет установившуюся структуру строения тел позвонков, но еще не окреп и отличается большой гибкостью. К 7 годам заканчивается формирование шейных и грудных изгибов позвоночника. К 12 годам подобное происходит и с поясничной частью позвоночного столба. Окостенение позвоночника завершается в 18 — 25 лет.

Третий критический период возрастного развития двигательной функции связан с наступлением периода полового созревания. Он начинается в 11 — 12 лет у девочек ив 12—13 лет у мальчиков. В течение 2 — 3 лет подростки (и девочки, и мальчики) меняются на глазах: они вырастают в год на 8 — 10 см, у них появляются вторичные половые признаки, изменяются пропорции тела.

Полноценная опорно-двигательная функция во многом сопряжена с формированием стопы. Детская стопа по сравнению со стопой взрослого относительно коротка и сужена к пяточной области. У детей на стопе больше развита подкожная жировая клетчатка. Формирование сводов стопы обычно заканчивается к 11 — 12, а всей стопы — к 16—18 годам. Анатомически суставно-связочный аппарат сформирован уже у новорожденного. Но дальнейшее морфологическое и функциональное совершенствование его продолжается в детском и подростковом возрасте. С возрастом повышается прочность суставов, что зависит от степени морфологической зрелости суставной капсулы и ее фиброзного слоя, а также эластических структур. Последние особенно интенсивно формируются во всех слоях суставной капсулы к 7 —8 годам. Наибольшей прочности суставы достигают к 22 — 30 годам.

Подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов наиболее интенсивно увеличивается у младших школьников. Так, в 12 — 14 лет показатель подвижности в суставах возрастает на 1—5 угловых градусов. Но уже к 16 — 17 годам, если систематически не выполнять физические упражнения, подвижность в суставах понижается.

С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц меняются. К 6 —7 годам в мышцах происходят существенные изменения, выражающиеся прежде всего в увеличении толщины мышечных волокон. У детей 8 — 10 лет мышечная система развита еще слабо. Отношение веса мышечной массы к весу всего тела составляет у них около 1/4, в то время как у подростков 15 лет это отношение равно 1/3. К юношескому возрасту мышечная масса составляет около 40% массы тела.

Иннервационный аппарат скелетных мышц в основном созревает к 5 —б годам, а к 9 — 12 годам его морфологическое строение уже соответствует структурам взрослого организма.

У детей младшего школьного возраста мышцы развиваются неравномерно: вначале главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки — мелкие мышцы.

В период от 7 — 9 до 10—12 лет прирост силы мышц верхних конечностей идет интенсивнее, чем нижних: средний прирост силы сгибателей голени равен 3,6 кг, а сгибателей кисти — 8,3 кг. Значительно преобладает сила мышц-разгибателей голени над силой мышц-сгибателей — соответственно 20,4 и 13,3 кг.

От 6 — 7 до 13 — 14 лет наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движения.

По мере развития ребенка повышается прочность крепления мышц к костям (за счет совершенствования сухожильно-связочного аппарата). На 12—14-м году развития мышечно-сухожильный аппарат приближается по своему строению к взрослому, хотя и уступает ему в прочности. Так, предельная нагрузка, которую выдерживает ахиллово сухожилие, у новорожденных составляет 13 кг, у детей 7 — 9 лет — 200 кг, у подростков 13 — 14 лет — 300 кг, у юношей 17 — 18 лет — около 400 кг, а у мужчин 20 — 25 лет — 428 кг (А.С. Обысов).

К 14—15 годам происходит полное созревание структур двигательного аппарата и функций, определяющих сократительные свойства мышц. У детей 7 — 11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо. Но в последующий период (с 14 до 16 лет) она развивается весьма интенсивно. Так, у подростков точность дифференцировки мышечных усилий возрастает примерно вдвое по сравнению с детьми младшего школьного возраста.

Способность к расслаблению мышц в период с 7 до 11 лет изменяется незначительно. К 15 — 16 годам она значительно повышается, чему способствуют и систематические занятия физическими упражнениями.

Темпы роста тела в длину к 15 — 16 годам замедляются, хотя женщины продолжают расти до 18 — 20 лет, а мужчины — до 20 — 25 лет. Снижение темпов роста, а затем и полная его остановка не исключает прогрессивного изменения форм и функций организма при систематических занятиях спортом (увеличение мышечной массы, структурные перестройки костной ткани, увеличение массы сердца и др.).

Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза. Так, структурная дифференцировка афферентной части нервной системы завершается у ребенка к 6 —7 годам, тогда как эфферентная ее часть совершенствуется до наступления зрелого возраста. Центральные проекции двигательного анализатора созревают у подростка к 13-14 годам, а периферические его отделы совершенствуются до окончания пубертатного периода.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является результатом развертывания наследственной генотипической программы в условиях меняющейся среды обитания. Если в период внутриутробного развития влияния внешней среды смягчаются материнским организмом, то в постнатальном периоде, т.е. после рождения, внешние влияния становятся более агрессивными и разнообразными. Поэтому даже при самых благоприятных природных (генетических) задатках у ребенка могут не развиться соответствующие качества двигательной деятельности, если не будут своевременно использованы средства, стимулирующие их совершенствование (например, скоростные и скоростно-силовые упражнения для ребенка, имеющего врожденные предпосылки стать спринтером).

Высокая пластичность коры больших полушарий и связанная с нею способность к освоению новых движений сохраняется до конца пубертатного периода. Но наиболее высокие возможности обучения новым движениям наблюдаются у детей. В практике обучения технически сложным видам физических упражнений, какими богаты спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, необходимо использовать эти возрастные особенности.

Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия ученика и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ребенка. Структурная дифференцировка мышечной ткани связана с совершенствованием синаптических контактов двигательных нервов с мышцами. Уже в первые месяцы жизни ребенка количество терминалей (нервных окончаний) в концевых нервно-мышечных пластинках значительно увеличивается. Вследствие этого растет площадь контактов с сократительными элементами мышцы, а следовательно, улучшается нервно-мышечное взаимодействие. Морфологическая дифференцировка синаптических терминалей особенно интенсивно происходит в 7 —8-летнем возрасте. К этому времени ребенок свободно манипулирует предметами, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений.

Объективными показателями функциональной зрелости нервно-мышечных синапсов являются повышение их возбудимости, скорости передачи возбуждения с нерва на мышцу, увеличение скорости сократительного акта. Структурные и функциональные перестройки двигательного аппарата приводят к появлению новых форм движений. Это и дозревающие безусловные рефлекторные реакции (например, шагательный рефлекс), и новые, приобретаемые формы движений (например, бег, прыжки). К 5 —6-му месяцу жизни, когда ребенок начинает садиться, и в особенности к появлению позы прямостояния (11 — 12-й месяц жизни) происходит перераспределение мышечного тонуса. Свойственный новорожденному повышенный тонус сгибателей постепенно уменьшается. Появление у ребенка позы прямостояния, а затем ходьбы и бега приводит к нарастанию потока проприоцептивных импульсов из аппарата движения в центральную нервную систему. Это является важным условием ускоренного созревания центральных отделов двигательного анализатора, повышения его функциональной подвижности (лабильности).

Объективным показателем развития двигательной функции является координация движений. Первые осознанные элементы двигательной координации проявляются у ребенка примерно в трехмесячном возрасте. Ребенок схватывает предметы, сообразуясь с расстоянием до них. Однако движения ребенка судорожны, неуклюжи. В возрасте 4 — 5 лет у детей создаются предварительные зрительные представления о конечной фазе движений, иначе говоря, зрительный его образ. Ребенок'; может выполнять упражнения по образному описанию или показу преподавателя, сохраняя заданное положение рук, ног, туловища в пространстве.

Ходьба приобретает черты «взрослости» только к 5 — 6 годам. Ребенок 9—10 лет практически не отличается по координационным параметрам ходьбы от взрослых людей. Способность к выполнению тонких и точных движений руками появляется у ребенка в 5 —6 лет. В этом возрасте он овладевает навыками письма, игрой на музыкальных инструментах, выполнением операций с подручными предметами.

В возрасте от 3 до 5 лет совершенствуется бег: продолжительность безопорной фазы (фазы полета) увеличивается вдвое по сравнению с опорной фазой. Однако она остается нестабильной и меняется от шага к шагу. Только к 8 —10 годам устанавливается четкая связь между длиной и частотой беговых шагов: чем чаще шаг, тем меньше его длина. Становится относительно постоянной длина и частота шагов при обычной ходьбе.

Возрастные перестройки координации в перекрестных движениях затрагивают главным образом верхние конечности. С появлением позы прямостояния и первых шагов в движениях ногами проявляется ритмический рефлекс. В движениях руками этой ритмичности нет. Перекрестные движения рук и ног приобретают устойчивую форму только к 7 — 8 годам. У детей этого возраста складываются характерные для взрослых ре-ципрокные (взаимосочетанные) отношения в движениях руками и ногами.

Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением проприоцептивной чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступными, чем для подростков 13 — 14 лет.

Наиболее интенсивные темпы роста наблюдаются в пубертатном периоде. До 10 лет у мальчиков и девочек темпы роста примерно одинаковы. С началом пубертатного периода (11 — 12 лет) девочки опережают мальчиков в темпах роста. Но уже через 1—2 года темпы роста выравниваются. С 13 — 14 лет и до наступления половой зрелости темпы роста у мальчиков остаются более высокими, чем у девочек. К 16—17 годам у девушек и к 18 — 19 у юношей рост тела в длину в основном прекращается.

Анатомический поперечник мышц к 16 — 17 годам достигает показателей взрослого человека. Однако рост мышц в длину продолжается значительно дольше — до 23 — 25 лет. Он завершается одновременно с ростом тела в длину. Половые различия в изменении мышечной массы проявляются особенно отчетливо после 13 — 14 лет. К 14—15 годам в структуре мышечных волокон усматриваются черты морфологической зрелости, характерные для взрослого человека. Но только к 20 — 25 годам завершается функциональная и структурная дифференцировка опорно-двигательного аппарата. К этому возрасту максимальных значений достигает мышечная масса, Она составляет в среднем 35 — 40% от массы тела.

К периоду наступления половой зрелости в микроструктуре мышечных волокон происходят изменения, которые приводят к увеличению массы сократительной ткани. Толщина мышечных волокон к 17 годам увеличивается в 7 — 8 раз. Ядра мышечных клеток сдавливаются, оттесняются к сарколемме (оболочке) мышечных волокон. Уменьшается относительная масса ядерного вещества, а также количество самих ядер. Так, если на единицу площади мышцы новорожденного приходится •40 — 45 ядер, то у подростков и юношей — 5 — 10 ядер. При этом наблюдается и абсолютное уменьшение числа ядер.

У подростков отмечается угловатость и скованность в движениях. И только к концу периода полового созревания координация движений становится упорядоченной. Движения приобретают плавность и гармоничность. Это результат совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. В 13 —14-летнем возрасте наблюдаются высокие показатели скоростных качеств (темп педалирования, частота движений, высота прыжка). К этому же возрасту высокой степени совершенства достигают отдельные показатели пространственной ориентировки: различение амплитуды и точности движений. Так же как и в изменении быстроты, без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13 — 14 лет и у мальчиков после 15 — 17 лет не наблюдается.

В пубертатном периоде интенсивные перестройки затрагивают вес основные элементы опорно-двигательного аппарата и регуляции его функций. Однако полной морфологической и функциональной зрелости они достигают только к моменту достижения половой зрелости. Следовательно, физические упражнения до наступления половой зрелости должны рассматриваться как факторы не только совершенствования опорно-двигательной системы, но и возможных ее расстройств при нерациональных занятиях.

Темпы функционального созревания аппарата регуляции движений опережают морфологические перестройки, от которых зависят прогрессивные изменения двигательной функции. Это и позволяет достигать высоких результатов в сложнокоордина-ционных видах спорта задолго до наступления половой зрелости, иначе говоря, до времени, пока опорно-двигательный "аппарат станет и функционально, и морфологически совершенным.

Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.

 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами