Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 

Возрастные предпосылки обучения движениям
Анатомия и физиология - Общие сведения

Физиологические закономерности обучения движениям. Формирование произвольных движений у человека происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей.

Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй сигнальной системы. Поэтому в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию и словесные образы. Однако решающее значение в усвоении и воспроизведении произвольных движений имеет двигательный опыт.

Неоднократное выполнение движения является главным условием формирования его специфических образов в нервных структурах больших полушарий и подкорковых центрах. Источником формирования этих специфических образов являются проприоцептивные ощущения, возникающие в двигательном аппарате при выполнении произвольных движений.

Произвольные действия человека нельзя отождествлять с условными рефлексами животных. Условные двигательные рефлексы у животных, как правило, воспроизводят безусловный рефлекс или его переделанную форму. Целесообразные двигательные действия человека являются отнюдь не воспроизведенными врожденными рефлексами. Это сложная форма единства безусловных двигательных рефлексов и новых форм движений, приобретаемых в процессе индивидуального развития. Произвольный характер двигательной деятельности человека связан с высшими психическими функциями — мышлением и сознанием.

Обучение новым движениям предполагает определенный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств. Это структурная и функциональная основа обучения. Она может отвечать, соответствовать (быть адекватной) новому движению или быть несовершенной. Во втором случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента для обучения новым действиям следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения, в котором правило «от легкого к трудному» зачастую теряет смысл. Но во всех случаях сохраняет силу правило достижения конечной цели наиболее рациональным, экономичным для целостного организма путем.

При обучении сложным движениям допускается расчленение упражнений на логически завершенные элементы. Однако и для детей целостный метод обучения, при котором сохраняется внутреннее единство всех элементов сложного движения, является предпочтительным. На первых порах оно может выполняться в облегченных условиях.

Изменение программы при сохранении внутренней логической структуры — рациональный путь для овладения многими гимнастическими упражнениями. Облегчение условий выполнения при сохранении целостной структуры является также предпочтительным для упражнений, требующих максимального проявления физических качеств. Дополнительные приемы и условия, используемые при начальном обучении сложным упражнениям, должны быть изъяты до появления двигательных автоматизмов.

Успешность овладения новыми движениями предопределяется и созданием оптимального фона для двигательной деятельности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во вводной части урока способствуют созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Разучивание сложных движений в состоянии утомления является малоэффективным.

Прочность выработанного двигательного навыка в значительной мере зависит от количества повторений. Неоднократное повторение разучиваемых движений при постоянной оценке преподавателем правильности их выполнения является одним из основных условий успешного овладения ими. Сила индифферентного раздражителя, т. е. самого разучиваемого движения, должна иметь оптимальную величину. Чрезмерно сложные упражнения, не соответствующие возрастным особенностям развития двигательной функции школьника, не будут им освоены. Напротив, слабые по силе, простые движения теряют для ребенка интерес, не побуждают к повторному их выполнению.

В отличие от индифферентного (т.е. безразличного) подкрепляющий произвольное движение раздражитель должен иметь максимальную силу. Оценка действий ученика, комментирование их, исправление ошибок, постоянное внимание к обучающемуся — вот те необходимые условия, которые повышают эффективность обучения новым движениям.

Сложные движения требуют тщательной предварительной разработки методики обучения. Она строится на знании общих закономерностей, становления и развития движений и регуляции двигательной функции у детей. Сознательный, волевой контроль за выполнением сложных движений сохраняется значительно дольше, чек; при овладении естественными формами движений.

По мере автоматизации отдельных частей или всего движения в целом сознательный контроль за ним ослабляется. Движение приобретает черты непроизвольности, свойственные врожденным локомоторным актам.

Особенности обучения движениям детей и подростков. Обучение новым движениям основывается на естественных возрастных предпосылках проявления элементарных двигательных актов. Из хаотических, беспорядочных движений целесообразные двигательные действия формируются постепенно, через множество проб, удачных и неудачных попыток ребенка выполнить действие.

На ранних этапах развития ребенка локомоторная функция реализуется в самых примитивных формах. Вспомним, как ходит ребенок в возрасте 1 — 2 лет. Двигательная активность его хаотична и имеет лишь отдаленное сходство с движениями подростка и юноши.

Развитие двигательной функции идет крайне неравномерно. От рождения до одного года ребенок растет очень быстро. Для раннего детства характерно быстрое увеличение мышечной массы туловища. Развитие мелких мышц верхних конечностей ускоряется в 5 — б-летнем возрасте. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук. Известные сложности в обучении движениям обусловлены тем, что морфологическое развитие сгибателей опережает развитие разгибателей. У сгибателей отмечается более высокий, чем у разгибателей, тонус. Это должно приниматься во внимание преподавателем при подборе упражнений.

Ребенок дошкольного возраста с трудом усваивает элементарные двигательные акты. По мере созревания опорно-двигательного аппарата и центральных механизмов регуляции способность к овладению новыми движениями возрастает.

Дети школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к неожиданно возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения. Скорость научения и закрепления новых двигательных навыков во многом зависит от мастерства учителя, умелого подкрепления, стимулирования интереса ребенка к занятиям.

Подкрепление действий ребенка имеет важное значение и на более поздних ступенях его развития, в особенности в процессе обучения новым движениям. Поэтому как в физиологическом, так и в педагогическом плане оправданы комментирование и оценка выполнения упражнений на школьном уроке физической культуры, постоянный контроль за действиями ребенка.

Формирование произвольных движений на ранних этапах обучения ребенка подчинено наиболее общим закономерностям условно-рефлекторной деятельности. До мере возрастного развития и становления сознания эти закономерности приобретают новое качественное содержание. Сознательный волевой контроль за движениями становится главным условием успешности обучения.

При обучении ребенка новым движениям необходима оценка действий ребенка, а также самооценка учеником собственных успехов. Однако на самых ранних этапах обучения удачные попытки ребенка выполнить разучиваемое упражнение могут подкрепляться и более простыми, предельно ясными и приятными способами, в которых естественный, биологический смысл не скрывается от ребенка.

Конкретное, образное подкрепление по ходу выполнения движения или сразу после него облегчает обучение. Это сопряжено с образным характером мышления младших школьников. У них еще далеко не все реальные раздражители опосредованы словом. Поэтому предметные сигналы являются для них более сильными подкрепляющими агентами.

В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7 — 8 лет высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. К этому времени заканчиваются рост и структурная дифференци-ровка нервных клеток. Стремительно возрастают возможности формирования внутренней речи — основы понятийного, абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы внутреннего (условного) торможения, вследствие чего выработка новых дифференцировок затруднена.

Скорость научения ребенка новым движениям зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у детей наблюдаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности (критические периоды). Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6 - 8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9 — 11 лет. В период от 8 до 12 лет дети, могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. Этому способствует интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей двигательной функции. Одновременные движения ногами (например, прыжки с одновременным отталкиванием двумя ногами) в дошкольном возрасте затруднены. Сохраняется врожденная перекрестно-ре-ципрокная координация. Только к 7 — 8 годам созревают физиологические механизмы координации, необходимые для одновременных симметричных движений (например, для толчка двумя ногами). В движениях руками перекрестно-реципрокные отношения появляются позднее одновременных, симметричных движений. С 8 —9 лет происходит интенсивное нарастание скорости бега и плавания, а к 10—11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов. Причем 10 — 11-летние дети в этом отношении даже превосходят 12 — 14-летних подростков.

В подростковом и юношеском возрасте условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные, предметные раздражители. Стремление обучать движениям с предпочтительным отношением к словесным методам в подростковом и в особенности юношеском возрасте является физиологически обоснованным. Это не умаляет значения практических методов обучения. Подростки отличаются повышенной возбудимостью, проявляющейся как в высокой двигательной активности, так и в неупорядоченности (неуклюжести) движений. К началу периода полового созревания повышаются возможности аналитико-синтетической функции мозга, что служит основой новых, высших форм отражения и познания действительности. С осознанием значимости и смысла занятий физическими упражнениями подросток быстро овладевает новыми их видами.

Неустойчивость психики подростка требует постоянного поддержания интереса к физическим упражнениям. Они должны быть эмоциональными, но не чрезмерными по сложности. Интерес подростка к сложному, малодоступному упражнению угасает столь же быстро, как и к простому, выполнение которого не составляет труда. Сравнительная легкость в овладении новыми движениями может привести к дилетантизму в освоении техники физических упражнений. Между тем особенно в этом возрасте всесторонность физического развития должна сочетаться с технически правильным, совершенствующим аппарат проприоцепции выполнением упражнений.

Рационально построенная система занятий физическими упражнениями в школьном возрасте стимулирует биологические процессы, усиливая рост и развитие органов и тканей организма. Однако склонность подростка к переоценке своих возможностей нередко побуждает перегружать себя силовыми упражнениями, поднимать непосильные тяжести. С бездумной решительностью подросток пытается выполнить сложные акробатические, гимнастические и другие упражнения. Учитывая эти особенности подростков, следует исключать из урока упражнения, которые могут быть потенциальными источниками спортивного травматизма.

Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.

 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами