Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 

Особенности высшей нервной деятельности человека
Анатомия и физиология - Нервная система

Первая и вторая сигнальные системы. Природу высшей нервной деятельности человека необходимо рассматривать как результат взаимоотношений его со средой. При этом внешняя среда для человека приобретает качественно новое содержание, чем для животного. Это социальная среда, общество людей, наделенных сознанием, живущих по законам общественного развития.

У человека, как и у животных, сохранен в общем виде ус-ловнорефлекторный принцип отражения внешней среды. Эта принципиально единая основа отражения конкретных предметов, на основе анализа и синтеза их реальных свойств, является физиологическим содержанием первой сигнальной системы.

В процессе социализации человека, связанной с трудовой деятельностью, сложилась вторая сигнальная система отражения действительности. Реальными сигналами о внешнем мире для человека являются не только свойства, качества предметной действительности, но и словесное их обозначение. Слово стало для человека сигналом первичных, действующих через органы чувств раздражителей (сигналом сигналов).

В словах обобщаются конкретные (для данного предмета) и общие свойства предметов. Человеческий язык является инструментом превращения материального в идеальное, так как он, будучи функционально связанным с реальными предметами, заменяет их.

У человека соотнесение слова с объективной действительностью происходит через идеальные образы этой действительности. Содержание словесного отражения действительности не совпадает с конкретным предметным содержанием. Слово становится для человека знаком, соотнесенным с предметной реальностью. Реальность обретает в слове свое идеальное содержание, становится образом, более или менее полно отражающим предметы материального мира.

Качественное отличие высшей нервной деятельности человека от таковой животных заключается в материализованном единстве первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем усвоение смысла социальных воздействий и выработку на их основе принципиально новых, общественных форм поведения. В этом единстве слиты две стороны, из которых складывается отражательная функция мозга человека — физиологическая и психическая.

Для человека слово становится инструментом отражения явлений действительности, пройдя, согласно Л.С. Выготскому, три стадии. Вначале оно отражает отношение к вещам, которые означает. Слово «мама» для годовалого ребенка связано с совершенно определенным объектом — его мамой. Затем эта конкретно-предметная связь используется функционально для удовлетворения элементарных потребностей при посредстве взрослых. Осмысливание связей, отношений для самого ребенка — pro третий этап становления речевой функции. Следовательно, саморазвитие, сама физиологическая функция не могут стать источником для осмысливания. Здесь нужен социальный опыт. Только через него осмысливаются связи и отношения между предметами реального мира.

Типологические особенности высшей нервной деятельности. Характер высшей нервной деятельности человека в значительной мере обусловлен врожденными свойствами нервной системы. К числу таких свойств И.П. Павлов относил силу нервных процессов, их взаимную уравновешенность и подвижность, т.е. скорость смены торможения возбуждением или возбуждения — торможением. В физиологической школе И.П. Павлова было установлено четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темпераментов, выделенных в IV в. до н.э. древнегреческим врачом Гиппократом: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Сангвиник — живой, подвижный тип. Его характеризуют сильные, т.е. устойчивые к внешним воздействиям, подвижные и уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Флегматик — сильный, спокойный, малоподвижный тип. Процессы возбуждения и торможения у него отличаются от первого застойностью, инертностью. Холерик — безудержный. Он отличается большой силой и подвижностью нервных процессов, но процессы возбуждения у него преобладают над торможением. Меланхолик — слабый тип, для него характерны слабые процессы торможения и возбуждения, быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы.

Среди литературных героев типичными чертами сангвиника наделен Стива Облонский из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Холерический темперамент просматривается у старого князя Болконского из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, Федора Карамазова из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Типичными холериками были А.В. Суворов, Петр I. В противовес холерику, флегматик отличается крайней инертностью, медлительностью, спокойствием, рассудительностью. В крайних своих проявлениях это герой романа И.С. Тургенева «Накануне» Увар Иванович Стахов: «человек тучный, до неподвижности, с сонливыми желтыми глазками», чрезвычайно медлительный в принятии самых простых решений. У другого героя того же романа — Берсенева мы находим отчетливые проявления меланхолического темперамента.

В соответствии с представлениями В.Д. Небылицына, следует выделять не три, а восемь первичных и четыре вторичных свойства нервной системы. Первичными свойствами являются сила, подвижность, динамичность (скорость образования условных рефлексов) и лабильность (скорость возникновения и прекращения) нервных процессов. Эти четыре свойства рассматриваются применительно к возбуждению и торможению, т.е. можно говорить о силе и динамичности возбуждения, а также о силе и динамичности торможения как о двух первичных свойствах.

Уравновешенность в проявлении каждого из четырех первичных свойств по отношению к ним является вторичным свойством. Таким образом, при характеристике типа высшей нервной деятельности следует принимать во внимание 12 различных свойств нервной системы. Врожденный тип нервной деятельности не является неизменным. Под воздействием внешних факторов он притерпевает существенные изменения. Образуется фенотип, сочетающий в себе врожденные и приобретенные свойства нервной деятельности.

Целенаправленные воздействия на типологические свойства нервной системы способствуют их улучшению. Подвижность нервных процессов повышается при воздействии быстро меняющихся раздражителей, на каждый из которых необходима новая форма двигательного ответа. Длительно действующие раздражители повышают силу нервного процесса. Специальные упражнения могут улучшить способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных центров у подростков.

Тренируемость типологических свойств нервной системы носит ограниченный характер. Поэтому нужно не столько переделывать тип, сколько целенаправленно воздействовать на Повышение уже имеющихся возможностей человека в его основной деятельности. В воспитании типа нервной деятельности у человека важная роль принадлежит социальным факторам.

Под воздействием мер воспитательного характера безудержный генотип внешне проявляет себя как уравновешенный фенотип. Сознательный контроль за собственными действиями позволяет сдерживать импульсивные побуждения, связанные с неуравновешенностью нервных процессов, при преобладании процесса возбуждения или побуждать активность при преобладании тормозных процессов.

Характер внешних воздействий воспитателя предопределяет взаимоотношение человека со средой. Однако, сравнительно легко перестраивая психическую сторону деятельности человека, воспитатель оказывается ограниченным в средствах воздействия на ее физиологическую основу — высшую нервную деятельность и ее типологические особенности.

Соотношение высшей нервной деятельности и психики. Соотношение физиологических процесов и психических функций является предметом острейшей борьбы между представителями различных идеалистических школ и подлинно научной, диалектико-материалистической философией.

Высшая нервная деятельность человека обеспечивает реальную связь человеческого организма с внешней средой. Это форма отражения объективного мира, в которой тесно взаимодействуют физиологические и психические начала. Психическая, сознательная форма отражения мира безусловно невозможна без высшей нервной деятельности. Но она не может быть сведена к ней. Это очень сложный продукт нервной активности. Иначе говоря, высшая нервная деятельность человека — это материальная основа психического процесса, исходный пункт, откуда может начинаться системный анализ высших психических форм отражения объективной реальности.

Отражение предметов и явлений объективного мира (т.е. и материального мира, и его идеальных атрибутов — общественного сознания) — это многоступенчатый процесс, включающий в себя как чисто физиологические реакции (возбуждение, ощущение и чувственное восприятие), так и высшие психические функции (мышление, сознание). Отражение объективного мира человеком включает и субъективный, личностный способ познания и самопознания. Физиологические и психические процессы в познавательной функции выступают в сложном единстве, получившем у общественного человека качественно новое содержание.

Возникает естественный вопрос: почему только у «общественного человека»? Разве мозг человека, изолированного от человеческою сообщества, не в состоянии точно таким же образом отражать мир? По-видимому, нет, не может. Психические идеальные процессы становятся функциями отдельного индивидуума через других индивидуумов, они опосредствованы социальными факторами. Человек, оторванный от общества себе подобных в раннем детстве, останавливается в психическом развитии. В психике таких людей происходят такие изменения, которые делают практически невозможным их возвращение к нормальной жизни в цивилизованном обществе. Известен случай, когда освобожденные из волчьего логова две девочки Амала и Камала так и не смогли приспособиться к жизни среди людей. Младшая из них вскоре умерла, а старшая (ей было 8 лет) и через два года обучения с рычанием хватала еду и убегала на четвереньках, а через четыре года выучила... 6 слов! Ходить по-человечески она научилась к 13 — 14 годам и только к 16 годам могла объясняться с окружающими ее людьми. Описанный случай уникален в своем роде. Но в нем отчетливо просматривается принципиальная невозможность вне человеческою общества обрести человеческое сознание.

Сознательное отражение действительности предполагает и наличие у человека своего собственного, внутреннего отношения к ней. Во внутреннем отношении отражаются потребности и интересы организма. Сознательное отражение объективного мира предполагает личностное, разумное отражение. Каким образом эти внутренние потребности вписываются в функциональные системы мозга?

Кора полушарий большого мозга под влиянием социальных факторов среды превратилась в орган, формирующий функциональные системы, конечным результатом деятельности которых является получение полезного результата, удовлетворение определенных потребностей. Так, в становлении речевой функции или способности к трудовым действиям кора полушарий большого мозга выполняет роль высшего органа, который формирует «речевую» или «трудовую» систему.

Эту новую форму отражения объективного мира надо рассматривать не как результат саморазвития человеческого мозга, а как средство формирования надорганных функциональных систем, в которых и происходит осознание предметного, реального мира. Таким надорганным мозговым блоком (структурно-функциональной моделью) А.Р. Лурия считает блок программирования, регуляции и контроля за протеканием функций отражения сигналов действительности (высшие корковые проекции анализаторов). Именно с ними связывается формирование мотивов психической деятельности и контроля за психическими процессами, их осознанием. Иначе говоря, сознательное, свойственное человеку отражение мира связано прежде всего с его знанием (в понятиях, в предметной реальности), с последующим осознанием на уровне функциональных, надорганных систем мозга.

Отражение предметов внешнего мира — это и процесс, и результат воспроизведения познаваемой вещи в познавательном аппарате (т.е. объективно-субъективный процесс). В этом случае происходит обогащение содержания воспринятых свойств предмета и личным отношением, и предшествующим практическим опытом. Происходит самовозрастание полученной извне информации.

В теории функциональных систем это самовозрастание — результат обратной афферентации, приобретающей в акцепторе действия не только сигнальный характер, но и существенно дополняющей первоначальное представление о предмете деятельности. Но акцептор результатов действия — это не просто механический сумматор результатов действия. Следы предшествующих нервных возбуждений приобретают в нем качественно новое содержание, проявляющееся в способности отражать общие свойства разнородных предметов. Иначе говоря, в реально существующей функциональной системе совместно действуют две противоречивые тенденции — текущие чувственные сигналы и рациональный опыт, сохраняющийся в памяти человека.

Когда возникает это противоречие? На низших ступенях развития живой материи этого противоречия, по-видимому, не существует. По крайней мере к такому выводу приходит современная биологическая наука. Но ведь это не конечный этап ее развития. Противоречивость чувственного и рационального начал в процессе познания действительности в том виде, в каком оно представляется нам понятным, существует только у человека. Однако нет, по-видимому, принципиальных биологических запретов на такую форму отражательной деятельности и у высших животных (например, у человекообразных обезьян).

Чувственная и рациональная сторона познания имеет в своей основе реальное свойство живой материи (раздражимость, возбудимость, иначе говоря — чувствительность), которая обеспечивает восприятие сигнального (т.е. сигнала для соответствующей реакции) значения раздражителей внешней среды.

На уровне человеческого (общественно-человеческого) отражения предметов реального мира сигнальное значение раздражителей внешней среды переросло рамки их модально-специфической привязки к определенным системам анализа. Возникла способность к познанию и использованию предметов природы самих по себе, вне зависимости от их биологической ценности для живого существа. К формированию чувственных образов отражения мира добавилось его рациональное отражение. Это шаги эволюции живого и последующей эволюции человека разумного.

Заключение

Высшая нервная деятельность обеспечивает связь организма и внешней среды.

Отражение явлений и предметов внешнего мира — функция высших отделов центральной нервной системы, т.е. коры полушарий большого мозга и ближайших подкорковых ядер.

Человек отражает внешний мир в предметной (образной) и в абстрактной форме.

Высшая форма словесного (понятийного) отражения получила в тРУдах И. П. Павлова название второй сигнальной системы, в отличие от Первой, отражающей мир образно, сенсорными системами.

Высшаяя форма отражения внешнего мира, получившая у человека завершение в психических функциях, стала возможной благодаря появлению новой коры — высокоспециализированных нервных структур с обширными ассоциативными связями.

В коре полушарий большого мозга представлены все виды чувствительности (сенсорные зоны). Обширные области коры регулируют двигательную функцию (соматосенсорные зоны). Ассоциативные зоны коры обеспечивают более полный анализ поступающего в кору афферентного потока информации.

Представления о пространственной локализации корковых функций в настоящее время дополнились сведениями о физиологической асимметричности больших полушарий. Левое полушарие специализировано преимущественно на абстрактно-логическом отражении объектов внешнего мира. Правое полушарие — область чувственного, предметного отраженияя.

Врожденные особенности функций центральной нервной системы — сила, уравновешенность, подвижность — послужили И.П. Павлову основанием для выделения четырех типов высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темпераментов, впервые описанных Гиппократом. Типологические особенности нервной деятельности предопределяют качества психической деятельности и в известной мере физической работоспособности.

Закономерности высшей нервной деятельности животных с позиций условнорефлекторной теории раскрыты И.П. Павловым. Высшая нервная деятельность человека, в отличие от животных, складывается как из предметного, образного, так и из абстрактного способов отражения действительности.

Психические функции становятся достоянием отдельного человека через других людей, они опосредованы социальными факторами. Сведение психических процессов к физиологическим, к высшей нервной деятельности также неправомерно, как и абсолютизация специфичности идеального, превращение его в самостоятельную сущность. Мышление, сознание не может быть оторвано от своего носителя — головного мозга.

 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами