Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 

Функции персонала хирургического кабинета
Основы хирургии - Организация хирургической помощи

Для большинства больных посещение поликлиники является первым этапом лечения, и от совета, полученного здесь, нередко зависит дальней­шая судьба ребенка, поэтому работа поликлинического хирурга очень от­ветственна. В его деятельности важное место занимают установление пер­вичного диагноза, выработка рациональной тактики при разных пороках развития, опухолях, повреждениях, острогнойных и других патологических процессах. Поликлиническому хирургу приходится оказывать неотложную помощь в пределах возможностей, которыми он располагает, направлять больного в стационар и организовывать рациональный транспорт, на­чинать и вести лечение до выздоровления ребенка, в ряде случаев посещая его на дому.

Работа детского хирурга характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, он должен быть хорошо знаком с педиатрией, знать особенности раз­вития детского организма, особенности детской психики. Совершенно необ­ходимо ориентироваться в характерной для детского возраста патологии — аномалиях и пороках развития, составляющих большой удельный вес среди хирургических заболеваний у детей всех возрастов. Хирург детской поли­клиники должен быть осведомленным в вопросах детской травматологии, ортопедии, урологии, гинекологии. Особенно важно знание основ детской рентгенологии, в частности рентгенологии скелета, отличающегося от ске­лета взрослого человека наличием ростковых зон и ядер окостенения, ко­торые затрудняют диагностику костных повреждений в детском возрасте.

   

Амбулаторный хирург при первой же встрече с больным должен наме­тить рациональную линию поведения, руководствуясь исключительно инте­ресами больного ребенка.

Иногда недостаточно осведомленные родители под разными предло­гами могут настаивать на отсрочке вмешательства. В задачу хирурга входит разъяснение родителям сущности заболевания и его опасности для здоровья и дальнейшего развития ребенка.

Хирургу не следует отстраняться от санитарно-просветительной ра­боты, которой должно уделяться самое серьезное внимание. Можно прово­дить беседы с родителями после приема, лекции в клубе, Доме культуры, Доме санитарного просвещения. Необходимо шире использовать стенную печать.

В качестве наиболее важных тем можно назвать: «Боли в животе», «Профилактика травматизма», «Опухоли у детей», «Заболевания прямой кишки», «Патология влагалищного отростка брюшины» и др.

Хирургу детской поликлиники приходится консультировать больных, направленных другими специалистами. При необходимости хирург направ­ляет для консультации к специалистам больных, у которых диагноз неясен. Таким образом, поддерживается постоянный контакт хирургического каби­нета с другими кабинетами поликлиники.

В обязанности хирурга поликлиники вменяется диспансерный осмотр детей с целью выявления различных заболеваний и пороков развития.

Значительное место в работе амбулаторного хирурга занимает долечивание больных, выписанных из стационара и нуждающихся в тех или иных лечебных мероприятиях: перевязка, бужирование, массаж, лечебная гимна­стика, физиотерапия и т. п.

Следует отметить, что хирург поликлиники лишен возможности дли­тельного наблюдения за больным при первичном обращении, ограничен во времени для постановки диагноза и нередко вынужден делать диагностиче­ские заключения без дополнительных лабораторных анализов и рентгено­логического исследования. Указанные обстоятельства требуют от врача ос­новательных знаний и навыков и организационных способностей. Задача хирурга будет облегчена, если параллельно с ним работают рентгеновский кабинет, аналитическая лаборатория, кабинет лечебной физкультуры. Вме­сте с тем нельзя не отметить, что успех работы молодого хирурга в боль­шей степени зависит от того, насколько серьезно он относится к своим обя­занностям, изучает литературу, анализирует собственные наблюдения и перенимает положительный опыт коллектива, в котором ему приходится трудиться.

Как в любой другой специальности, деятельность поликлинического детского хирурга немыслима без постоянного, систематического повыше­ния профессионального мастерства. К числу наиболее эффективных мето­дов обучения относятся курсы специализации и усовершенствования в ЦОЛИУВ, ГИДУВ, посещение научно-практических конференций, симпо­зиумов, заседаний научных обществ, а также повседневный контроль совпадений и расхождений первичного и клинического диагнозов после выписки больного из стационара.

При этом не следует забывать принцип: «учась, учить других», т. е. проявлять постоянную заботу о повышении квалификации среднего и младшего медперсонала, который должен четко знать свои обязанности.

Медицинская сестра организует поступление больных во время приема, своевременно сортирует истории болезни (амбулаторные карты). Она дол­жна иметь навыки и знания перевязочной и операционной сестры, владеть основами десмургии и гипсовой техники.

Значительное время работы медицинской сестры занимает заготовка перевязочного и операционного материала. Ее необходимо обучить готовить марлевые шарики, салфетки разных размеров, необходимые для перевязок и операций.

Санитарку обучают правилам уборки помещений, мытья инструмен­тов, заготовке перевязочного материала. Во время приема она помогает медицинской сестре или врачу снимать бинт, фиксирует больного, подает стерилизатор с инструментами, готовит тазы для мытья рук.

Считаем необходимым отметить, что на современном этапе развития медицины врачу-педиатру и детскому хирургу необходимо знание не толь­ко вопросов диагностики, но и характера наследования пороков развития. Это позволяет обоснованно, оценить возможность появления такого же де­фекта у последующих детей в семье и заранее подготовиться к своевремен­ной диагностике и лечению. Врожденные пороки чаще всего бывают обус­ловлены не наследственными факторами, но так как не всегда легко установить этиологические моменты, обычно при медико-генетическом консультировании прибегают к данным, так называемого эмпирического риска, который устанавливают на основании статистических данных о ча­стоте появления этого же порока у детей, родившихся в семье вслед за пробандом (пробанд — первый обследованный больной с изучаемым заболева­нием в данной семье).

Руководство по детской поликлинической хирургии.-Л.:Медицина. -1986г.

 

Еще статьи на эту тему:

- Устройство и оснащение хирургического кабинета детской поликлиники

- Работа в операционной. Операции проводимые в поликлинике

- Диспансеризация

 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами