Функции персонала хирургического кабинета |
Основы хирургии - Организация хирургической помощи |
Для большинства больных посещение поликлиники является первым этапом лечения, и от совета, полученного здесь, нередко зависит дальнейшая судьба ребенка, поэтому работа поликлинического хирурга очень ответственна. В его деятельности важное место занимают установление первичного диагноза, выработка рациональной тактики при разных пороках развития, опухолях, повреждениях, острогнойных и других патологических процессах. Поликлиническому хирургу приходится оказывать неотложную помощь в пределах возможностей, которыми он располагает, направлять больного в стационар и организовывать рациональный транспорт, начинать и вести лечение до выздоровления ребенка, в ряде случаев посещая его на дому. Работа детского хирурга характеризуется рядом особенностей. Прежде всего, он должен быть хорошо знаком с педиатрией, знать особенности развития детского организма, особенности детской психики. Совершенно необходимо ориентироваться в характерной для детского возраста патологии — аномалиях и пороках развития, составляющих большой удельный вес среди хирургических заболеваний у детей всех возрастов. Хирург детской поликлиники должен быть осведомленным в вопросах детской травматологии, ортопедии, урологии, гинекологии. Особенно важно знание основ детской рентгенологии, в частности рентгенологии скелета, отличающегося от скелета взрослого человека наличием ростковых зон и ядер окостенения, которые затрудняют диагностику костных повреждений в детском возрасте.
Амбулаторный хирург при первой же встрече с больным должен наметить рациональную линию поведения, руководствуясь исключительно интересами больного ребенка. Иногда недостаточно осведомленные родители под разными предлогами могут настаивать на отсрочке вмешательства. В задачу хирурга входит разъяснение родителям сущности заболевания и его опасности для здоровья и дальнейшего развития ребенка. Хирургу не следует отстраняться от санитарно-просветительной работы, которой должно уделяться самое серьезное внимание. Можно проводить беседы с родителями после приема, лекции в клубе, Доме культуры, Доме санитарного просвещения. Необходимо шире использовать стенную печать. В качестве наиболее важных тем можно назвать: «Боли в животе», «Профилактика травматизма», «Опухоли у детей», «Заболевания прямой кишки», «Патология влагалищного отростка брюшины» и др. Хирургу детской поликлиники приходится консультировать больных, направленных другими специалистами. При необходимости хирург направляет для консультации к специалистам больных, у которых диагноз неясен. Таким образом, поддерживается постоянный контакт хирургического кабинета с другими кабинетами поликлиники. В обязанности хирурга поликлиники вменяется диспансерный осмотр детей с целью выявления различных заболеваний и пороков развития. Значительное место в работе амбулаторного хирурга занимает долечивание больных, выписанных из стационара и нуждающихся в тех или иных лечебных мероприятиях: перевязка, бужирование, массаж, лечебная гимнастика, физиотерапия и т. п. Следует отметить, что хирург поликлиники лишен возможности длительного наблюдения за больным при первичном обращении, ограничен во времени для постановки диагноза и нередко вынужден делать диагностические заключения без дополнительных лабораторных анализов и рентгенологического исследования. Указанные обстоятельства требуют от врача основательных знаний и навыков и организационных способностей. Задача хирурга будет облегчена, если параллельно с ним работают рентгеновский кабинет, аналитическая лаборатория, кабинет лечебной физкультуры. Вместе с тем нельзя не отметить, что успех работы молодого хирурга в большей степени зависит от того, насколько серьезно он относится к своим обязанностям, изучает литературу, анализирует собственные наблюдения и перенимает положительный опыт коллектива, в котором ему приходится трудиться. Как в любой другой специальности, деятельность поликлинического детского хирурга немыслима без постоянного, систематического повышения профессионального мастерства. К числу наиболее эффективных методов обучения относятся курсы специализации и усовершенствования в ЦОЛИУВ, ГИДУВ, посещение научно-практических конференций, симпозиумов, заседаний научных обществ, а также повседневный контроль совпадений и расхождений первичного и клинического диагнозов после выписки больного из стационара. При этом не следует забывать принцип: «учась, учить других», т. е. проявлять постоянную заботу о повышении квалификации среднего и младшего медперсонала, который должен четко знать свои обязанности. Медицинская сестра организует поступление больных во время приема, своевременно сортирует истории болезни (амбулаторные карты). Она должна иметь навыки и знания перевязочной и операционной сестры, владеть основами десмургии и гипсовой техники. Значительное время работы медицинской сестры занимает заготовка перевязочного и операционного материала. Ее необходимо обучить готовить марлевые шарики, салфетки разных размеров, необходимые для перевязок и операций. Санитарку обучают правилам уборки помещений, мытья инструментов, заготовке перевязочного материала. Во время приема она помогает медицинской сестре или врачу снимать бинт, фиксирует больного, подает стерилизатор с инструментами, готовит тазы для мытья рук. Считаем необходимым отметить, что на современном этапе развития медицины врачу-педиатру и детскому хирургу необходимо знание не только вопросов диагностики, но и характера наследования пороков развития. Это позволяет обоснованно, оценить возможность появления такого же дефекта у последующих детей в семье и заранее подготовиться к своевременной диагностике и лечению. Врожденные пороки чаще всего бывают обусловлены не наследственными факторами, но так как не всегда легко установить этиологические моменты, обычно при медико-генетическом консультировании прибегают к данным, так называемого эмпирического риска, который устанавливают на основании статистических данных о частоте появления этого же порока у детей, родившихся в семье вслед за пробандом (пробанд — первый обследованный больной с изучаемым заболеванием в данной семье). Руководство по детской поликлинической хирургии.-Л.:Медицина. -1986г.
Еще статьи на эту тему: - Устройство и оснащение хирургического кабинета детской поликлиники |
Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.
При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами