Особенности хирургической патологии у детей |
Основы хирургии - Организация хирургической помощи |
Стало аксиомой, что ребенок — это не взрослый в миниатюре. Данными возрастной анатомии и физиологии доказано, что растущий и развивающийся организм имеет характерные особенности, отличающие его от организма взрослого человека. Для примера можно указать на разницу пропорции различных частей тела у ребенка и у взрослого, морфологическую и функциональную незрелость отдельных органов и систем у детей, Чем меньше по возрасту ребенок, тем яснее выражены эти свойства. На фоне анатомо-физиологических особенностей многие патологические процессы, в том числе заболевания, подлежащие хирургическому лечению, в детском, возрасте протекают своеобразно. Характерными в этом отношении являются гнойно-воспалительные процессы, в частности острый аппендицит, который у маленьких детей не имеет «классической» клинической картины, труднее диагностируется, чаще приводит к осложнениям. В периоде новорожденности встречаются, кроме того, заболевания, не наблюдающиеся в других возрастных группах или у взрослых (омфалит, флегмона новорожденных). Ввиду особых анатомо-физиологических и иммунобиологических свойств организма новорожденных у них многие гнойные процессы даже при слабо выраженных местных явлениях могут обусловить тяжелый сепсис.
По-особому протекают у детей репаративные процессы. Хорошо известно, что кость ребенка регенерирует значительно быстрее, чем взрослого человека, поэтому сроки иммобилизации при переломах костей в детском возрасте значительно укорочены. Однако репаративные процессы в мягких тканях по сравнению с костной системой замедлены, поэтому заживление случайных или операционных ран у детей наступает в те же сроки, что и у взрослых, а иногда у ослабленных детей затягивается. Определенным возрастным группам свойственны заболевания, наблюдающиеся преимущественно в данном возрасте. Классическим примером могут служить два распространенных острых хирургических заболевания — инвагинация и аппендицит. Первое исключительно редко наблюдается в старшем возрасте, так же как второе — у грудных детей. Об этом писал еще Г. Мондор: «Врач, вызванный срочно к грудному ребенку вследствие внезапных тяжелых явлений со стороны брюшной полости, должен в первую очередь подумать об инвагинации, а вызванный к ребенку от 2 до 15 лет — прежде всего, должен вспомнить об аппендиците». К числу преимущественно детских хирургических болезней относится большая группа пороков развития. Помимо явно выраженных аномалий наружных органов и тех пороков развития, которые обусловливают острые процессы у новорожденных, существуют так называемые скрытые пороки развития внутренних органов, симптомы которых выявляются значительно позднее. Для правильной оценки поздних симптомов и, следовательно, правильной трактовки заболевания неоценимую помощь врачу оказывает знание возрастных особенностей. Например, при выделении крови через прямую кишку у ребенка первых 2 лет жизни причина чаще всего кроется в пороке развития кишок (дивертикул Меккеля, удвоение кишечной трубки). Подобное же явление у ребенка более старшего возраста обусловлено, как правило, заболеванием приобретенного характера (полипы кишок, трещины заднего прохода и т. п.). На почве пороков развития органов брюшной полости у детей нередко наблюдаются явления кишечной непроходимости, протекающей в острой или хронической рецидивирующей форме. Чем младше ребенок, тем чаще врач встречается с заболеванием врожденного характера. В связи с большим удельным весом среди хирургической патологии детского возраста аномалий и пороков развития, требующих оперативной коррекции, исключительно важное значение приобретает правильный выбор сроков оперативного вмешательства. Решение этой важной тактической задачи начинается с того момента, когда ребенок поступил под наблюдение хирурга и установлен первичный диагноз. Следует учитывать, что откладывание операции может отрицательно повлиять на дальнейшее развитие ребенка. Такие аномалии, как диафрагмальная грыжа, болезнь Гиршпрунга, некоторые пороки развития прямой кишки, постепенно вызывают вторичные изменения в организме и с течением времени обусловливают отставание в физическом развитии. В соответствующем разделе мы приводим сроки, считающиеся оптимальными для выполнения операции при том или ином пороке развития. В выработке тактики и определении срока операции, а особенно при лечении или амбулаторном долечивании больного ребенка, всегда приходится учитывать особенности его дальнейшего развития. Этот фактор роста иногда оказывается «союзником» врача, но иногда играет прямо противоположную роль. Например, некоторые деформации конечностей в результате перелома костей с ростом ребенка могут полностью исправиться. В частности, это относится к переломам со смещением по длине и в поперечном направлении (осевые смещения не имеют тенденции к самопроизвольной коррекции!). И напротив, кажущиеся в раннем детстве незначительными травматические повреждения или инфекционные поражения (остеомиелит) эпифизарной зоны в дальнейшем приводят к стойким деформациям. Детскому хирургу приходится учитывать психическую незрелость пациента, которая создает большие трудности при установлении диагноза. Многие дети пугливы, недоверчивы, негативны. Они не обладают способностью ясно сформулировать свои жалобы, определить локализацию боли (а часто скрывают ее!), чем могут ввести врача в заблуждение. Негативную реакцию со стороны ребенка могут вызвать неряшливый вид персонала, разные «мелкие конфликты» с родителями, сухое официальное обращение с больным, а также необычная обстановка кабинета врача, связанная с представлением о боли. В кабинете детского врача-хирурга должна быть создана обстановка, к которой ребенок привык дома или в детских учреждениях: картины со сказочными сюжетами, игрушки, детские столы и стулья и др. Не должны располагаться на виду хирургические инструменты и оборудование, один вид которых внушает ребенку страх, вызывает возбуждение, плач, активное сопротивление. Большое значение имеет умение врача найти индивидуальный контакт с ребенком. Это удается достичь ласковым обращением, неторопливостью, но отнюдь не сюсюканьем. Иногда полезно «взять в союзники» конфету. Врачу всегда приходится быть настороже: контакт с больным ребенком, который возникает порой ценой больших усилий, непрочен. Малейшая неосторожность, и этот контакт нарушится. Дети не понимают ни смысла, ни необходимости исследований. Поэтому такие неприятные для ребенка процедуры, как осмотр зева, пальцевое исследование прямой кишки и др. производят в последнюю очередь. Совершенно недопустимым надо считать «конвейерный метод» приема больных, когда, например, медсестра делает перевязку или другую манипуляцию, ребенок этот кричит, а врач одновременно осматривает следующего. Целый ряд диагностических и лечебных манипуляций, которые у взрослых обычно выполняют без анестезии или под местным обезболиванием, у детей требует общей анестезии. Учитывая, что возможности последней в амбулаторных условиях ограничены, часто возникает необходимость в госпитализации даже при тех заболеваниях, лечение которых входит в компетенцию так называемой малой хирургии. В этом отношении весьма рациональной и экономичной формой медицинской помощи является организация «стационаров одного дня», когда ребенка на короткое время помещают в стационар для выполнения несложного хирургического вмешательства или поднаркозной диагностической манипуляции, а затем выписывают на амбулаторное долечивание. Руководство по детской поликлинической хирургии.-Л.:Медицина. -1986г.
Еще статьи о хирургической помощи: |
Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.
При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами