Послеоперационная реабилитация проктологических больных в педиатрии |
Основы хирургии - Организация хирургической помощи |
В связи с существенной перестройкой в системе здравоохранения, направленной на улучшение качества лечебных мероприятий и повышение эффективности лечения, происходит внедрение в теорию и практику педиатрии ведущих положений реабилитации, под которой принято понимать совокупность медицинских, социально-экономических и других мероприятий, направленных на максимально быстрое и полноценное восстановление здоровья больного, а также как можно более раннее возвращение его к нормальным условиям жизни, учебы, труда. У детей в отличие от взрослых реабилитация обеспечивает в то же время развитие всех функций и систем, предупреждая задержку роста и развития. В послеоперационном реабилитационном лечении нуждаются в основном дети, которым производят сложные реконструктивные и пластические операции на толстой кишке и промежности по поводу пороков развития (аноректальные аномалии, болезнь Гиршпрунга и др.). Ведущая роль в этом вопросе принадлежит оперирующему хирургу или лечащему врачу. Вместе с тем нельзя умалять роли поликлинического звена. Врачи поликлиник, под наблюдение которых выписывают больного, должны иметь исчерпывающую информацию и конкретные рекомендации, касающиеся реабилитационных мероприятий и методов их осуществления. Применительно к разбираемому контингенту больных наиболее важными и ключевыми положениями можно считать следующие: 1) процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будут достигнуты в минимально короткие сроки максимальное восстановление здоровья, нормализация функции кишечника; 2) индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка и своеобразия патологических, морфологических и функциональных изменений. Реабилитация больного ребенка после первичной или повторной реконструктивно-восстановительной операции может быть подразделена на 2 этапа: первый — реадаптация; второй — реабилитация в прямом смысле слова. Первый этап следует непосредственно за оперативным вмешательством. До этого момента организм ребенка адаптировался к патологическим условиям, следствием чего являются такие физиологические отклонения, как потеря позывов на дефекацию, а также различные вторичные изменения в организме — гипотрофия, анемия, дисбактериоз и др. После восстановления нормального пассажа кишечного содержимого и ликвидации хронической каловой интоксикации условия резко меняются, и в течение определенного времени происходит реадаптация организма вообще и функции воссозданной прямой кишки и ее удерживающего аппарата в частности. Ускорения этих процессов добиваются с помощью общих и местных лечебных мер. Общие лечебные меры заключаются в назначении лечебного питания, витаминотерапии, ферментных и бактериальных препаратов, стимуляторов организма. Лечебное питание основывается отчасти на понимании патогенеза болезни, отчасти на эмпирических данных. Во всяком случае пища ребенка должна быть легко усвояемой, следует исключить острые блюда и продукты с большим содержанием клетчатки. Согласно номерной системе лечебных диет, разработанной в Институте питания АМН СССР, больше всего подходит диета № 1 (вариант 1): отварное мясо или рыба, сметана, яйца всмятку, молочные каши-размазни, хлеб пшеничный подсушенный, сваренные на пару овощи (кроме капусты, репы, брюквы, огурцов, лука), овощные и молочные супы, свежие сладкие ягоды и фрукты, некрепкий чай с молоком. Режим питания — равномерные приемы пищи 4—6 раз в день. При этом следует учитывать объем резекции толстой кишки, характер стула. При склонности к запору в диету вводят больше продуктов, способствующих послаблению (фрукты, овощи, мясной суп, жирное мясо, зелень, кисломолочные продукты, капуста, мед, чернослив, свежий хлеб), а при склонности к поносам — укрепляющие (рис, нежирное мясо, мучные изделия, бананы, картофель). Значение недостаточности витаминов в патогенезе различных заболеваний у детей и необходимость использовать их в комплексной фармакотера-пии на разных этапах хорошо известны. Для повышения неспецифической сопротивляемости организма и ликвидации последствий хронической каловой интоксикации, ацидоза и гипоксии, снижения активности тканевых ферментов и ферментов желудочно-кишечного тракта особенно важны витамины А, С, Вб, В]2, фолиевая кислота. При тяжелых клинических формах свищевых форм атрезий, болезни Гиршпрунга и др. наряду с общей гипотрофией и гипопротеинемией нередко отмечается снижение секреции и активности переваривающих пищу ферментов желудочно-кишечного тракта. В таких случаях необходимо назначать препараты протеолитических ферментов желудка и поджелудочной железы — пепсин, панкреатин или панзинорм в возрастных дозировках. Необходимо также назначать бактериальные препараты (бифидумбак-терин, колибактерин), ввиду того что нередко у больных наблюдается кишечный дисбактериоз. Бактериальные препараты — это лиофильно высушенная масса живых микробных тел, обычно обитающих в здоровом кишечнике ребенка. Эти препараты назначают внутрь после разведения в воде или растворе глюкозы. Размножаясь, они подавляют жизнедеятельность патогенной микрофлоры. Бифидумбактерин применяют у детей первых лет жизни по 2 — 2,5 дозы 1 —2 раза в день за 30 мин до еды в течение 15 — 20 дней. Колибактерин назначают детям более старшего возраста по 5—10 доз в течение 35 — 40 дней. Из препаратов стимулирующей терапии наиболее эффективен апилак, пиримидиновые производные, препараты железа. Апилак назначают для лечения гипотрофии и стимуляции аппетита у грудных и детей более старшего возраста по 5 мг в виде свечей 3 раза в день в течение 7—15 дней. Пиримидиновые производные (пентоксил, метилурацил) увеличивают образование антител и лейкоцитов в периферической крови, повышают фагоцитарную и переваривающую активность лейкоцитов и клеток ретикулоэндотелия, а также усиливают регенеративные процессы. Суточная доза пентоксила: детям до 3 лет — 0,025 г, 3 — 8 лет — 0,05 г, 8—12 лет — 0,075 г, старше 12 лет —0,1 г; метилурацила: детям до 3 лет — 0,08 г, 3 — 8 лет —0,1—0,2 г, 8 — 12 лет — 0,3 г, старше 12 лет —0,5 —0,7 г. Принимают препараты 3—4 раза в сутки после еды в течение 7—10 дней. Целесообразно назначать препараты железа, так как оно входит в состав гемоглобина и других тканевых ферментных систем. Эти препараты особенно показаны детям с анемией и гипотрофией. Лечение проводят длительно, курсами, одновременно с витаминотерапией. Местные мероприятия имеют большое значение для ускорения процессов реадаптации конечного отдела кишечника к новым условиям, особенно в случаях низведения кишки. Здесь необходимо учитывать по крайней мере 3 момента: 1) у значительного числа больных с первых дней жизни отсутствует навык самостоятельного опорожнения кишечника, т. е. у них не сформировались соответствующие рефлекторные механизмы дефекации; 2) при радикальной операции (резекции ректосигмоидного отдела) на место неперистальтирующей прямой кишки низводят участок перистальтирующей ободочной кишки, который в последующем должен выполнять не свойственную ему функцию; 3) в случаях повторных вмешательств предшествовавшие вмешательства иногда в значительной мере нарушают местную анатомию и нервно-рефлекторные связи, что значительно усложняет реадаптацию. Перечисленные выше моменты и определяют необходимость проведения и задачи реабилитационного лечения, которые сводятся к выработке нормального позыва к дефекации, а также тренировке новообразованной прямой кишки и ее воссозданного запирательного аппарата. Обе эти задачи решаются одновременно с помощью комплекса лечебных мероприятий. После операций на промежности и в аноректальной зоне, связанных с резекцией кишки, в течение определенного времени (от 10—12 дней до 1 мес и более) могут держаться явления анастомозита. При этом наблюдаются выделения из прямой кишки, довольно сильно раздражающие кожу промежности, в связи с чем у ребенка отсутствует анальный контроль. Чтобы это не перешло в привычку, необходимы тщательный туалет промежности, обработка кожи нейтральным жиром или бальзамическими мазями типа винилина. Благоприятные результаты получают от применения препаратов пчелиного клея (мазь пропоцеум), который оказывает противовоспалительное, противозудное и антитоксическое действие. Такое же действие оказывают тепловые ванны с добавлением калия перманганата. С 6 —7-го дня после операции ставят теплые микроклизмы (38 — 40 °С) с таким же раствором, лучше 2 раза в сутки — утром и вечером в течение 12—14 дней. После того как анастомоз окрепнет, прекратятся жидкие выделения из прямой кишки и исчезнут последствия операционной травмы околопрямокишечного пространства, переходят к выработке рефлекса на дефекацию. Основным методом является регулярный режим опорожнения, очистительные и тренировочные клизмы. Их ставят в одно и то же время, лучше утром после завтрака, чередуя теплые и прохладные (комнатная температура), в течение 15 — 20 дней подряд. Через 1 — 11/2 мес курс повторяют. Одновременно побуждают ребенка делать упражнения на удержание: вначале он удерживает 200 — 250 мл воды, затем объем увеличивают; опорожнять кишечник при этом заставляют ребенка не сразу, а порциями. Такие упражнения необходимы в случаях сфинктеропластики при пороках развития аноректальной зоны, повреждениях. Для профилактики резидуального стеноза заднего прохода, особенно при выраженной склонности к рубцеванию, проводят бужирование расширителями Гегара вначале через день, затем 2 раза в неделю и контрольное через 1—2 мес после окончания бужирования. Детям до 3-летнего возраста максимальный размер бужа — № 12, от 4 до 7 лет — № 13 — 14, старше — № 15-17. Продолжительность первого этапа реабилитации — не менее 2 мес. Ос1-новная часть программы первого этапа реализуется в стационаре до выписки ребенка, а другая часть — амбулаторно под наблюдением хирурга поликлиники. Весьма желательны функциональные исследования (сфинктеро-метрия и др.). Второй этап — реабилитация в прямом смысле слова. Однако следует отметить, что резкой границы между первым и вторым этапами не существует. Одну часть мероприятий второго этапа проводят параллельно с мероприятиями первого этапа, другую — вслед за ними. При осуществлении второго этапа реабилитации главная задача состоит в окончательном закреплении навыков самостоятельной дефекации, нормализации функции удерживающего аппарата прямой кишки. Основными методами, которые применяют на данном этапе, являются лечебно-воспитательные мероприятия, лечебная физкультура, санаторное лечение. Лечебно-воспитатательный процесс призван создать у ребенка положительный эмоциональный фон, вселить уверенность в благоприятных результатах лечения. Организующая роль в этом вопросе принадлежит лечащему врачу и хирургу поликлиники, от которых родители, воспитатели дошкольных учреждений и школьные педагоги должны получать соответствующие рекомендации и указания. В частности, для ребенка или подростка, страдающего недержанием кала и посещающего школу, очень важно создать условия, чтобы он в любое время мог беспрепятственно покинуть класс для опорожнения кишечника. Такая необходимость практически неизбежна и при учащенных позывах на дефекацию, а систематическое подавление рефлекса приводит к срыву адаптации и функциональным отклонениям. Лечебная физкультура — использование физических упражнений различного характера, подвижных игр и т. п. Суммарный эффект благоприятных изменений, происходящих в организме под влиянием физических упражнений, выражается в укреплении здоровья, улучшении физического развития, расширении функциональных возможностей физиологических систем, в частности пищеварения. Этот эффект увеличивается при одновременном использовании лечебного массажа передней брюшной стенки в виде поглаживания, растирания, разминания и вибрации, которые производят по ходу часовой стрелки, т. е. по направлению пассажа кишечного содержимого. Для укрепления удерживающего- аппарата прямой кишки применяют местную лечебную гимнастику (тренировка сфинктера после проктопластики): через заднепроходное отверстие вводят газоотводную трубку на глубину 4—5 см и заставляют ребенка сжимать ее сфинктером. Начинают с 3 — 5 сокращений и постепенно доводят их количество до 25 — 30. После этих упражнений ребенок должен ходить и удерживать трубку в течение 3 — 5 мин. Для нормализации сократительной функции ободочной кишки и удерживающего аппарата прямой, а также восстановления акта дефекации широко применяют физиотерапию, в частности электростимуляцию. Она, как известно, особенно эффективна при воздействии на гладкую мускулатуру. Электростимуляцию назначают в случаях недостаточности сфинктера. Ее проводят либо диадинамическими токами (аппарат низкочастотной терапии — модель 717), либо синусоидальными модулированными точками (аппарат «М Амплипульс-3»), либо импульсными токами с прямоугольной и экспотенциальной формой импульсов (аппарат «Эндотон-1»). Один электрод площадью 100 — 200 см2 (в зависимости от возраста ребенка) располагают на спине в проекции Тh10-L1; второй, раздвоенный и меньшей площади, — на передней брюшной стенке по ходу толстой кишки справа и слева. Продолжительность процедуры — 15 — 20 мин, на курс лечения — 15 — 25 процедур. При явлениях недержания кала весьма эффективно использование аппарата СНИМ-3 с ректальными электродами. Электростимуляцию назначают через 2 — 3 мес после операции. В случае необходимости ее повторяют с интервалом 3 — 6 мес. Одновременно целесообразно назначать тренировочные клизмы по схеме, описанной при первом этапе. Закреплению полученных положительных результатов терапии способствует санаторно-курортное лечение, которое лучше всего проводить в санаториях Железноводска, Трускавца. Программу реабилитации в целом и применяемые средства необходимо использовать с учетом морфологических и функциональных изменений в каждом конкретном случае; иначе говоря, они должны быть индивидуально скорригированы. Продолжительность второго этапа может быть разной. В среднем она составляет от 6 мес до 2 — 3 лет. Руководство по детской поликлинической хирургии.-Л.:Медицина. -1986г.
Еще статьи на эту тему: |
Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.
При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами