Реабилитация в травматологии и ортопедии |
Основы хирургии - Организация хирургической помощи |
Несмотря на то, что вопросами работоспособности инвалидов или их переобучения занимаются давно, только в 60-х годах определение понятия «реабилитация» приобрело определенное значение. На заседании экспертов по реабилитации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывалось, что «реабилитация — это комбинируемое и координируемое использование медицинских, социальных, просветительных и профессиональных мер с целью обучения или переобучения инвалидов для достижения ими наиболее высокого уровня функциональных возможностей». Таким образом, реабилитация — общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным проведением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических и других мероприятий. Реабилитация предусматривает два основных момента: а) возвращение пострадавшего к труду и б) создание оптимальных условий для активного участия его в жизни общества. Реабилитация нетрудоспособных является социальной проблемой, решение которой входит в компетенцию медицины. Основные принципы реабилитации следующие. 1. Возможно раннее начало реабилитационных мероприятий, которые должны органически вливаться в лечебные мероприятия, дополнять их. 2. Непрерывность реабилитации, что является основой ее эффективности. 3. Комплексный характер реабилитационных мероприятий. В реабилитации инвалида должны участвовать не только медицинские работники, но и другие специалисты: социолог, психолог, представители органов социального обеспечения и профсоюза, юристы и т. д. Руководство врача реабилитационными мероприятиями обязательно. 4. Индивидуальность системы реабилитационных мероприятий. Учитывается течение процесса заболевания, характер людей в различных условиях их жизни и работы, отсюда строго индивидуальные реабилитационные программы для каждого больного или инвалида. 5. Осуществление реабилитации в коллективе больных (инвалидов). Это обусловлено тем, что цель реабилитации возвращение пострадавшего в коллектив. 6. Возвращение инвалида к активному, общественно полезному труду. Круг лиц, которых можно и нужно подвергнуть мерам реабилитации, определяют приблизительно. Следует различать инвалидность врожденную и приобретенную.
Можно выделить определенные разделы, входящие в содержание реабилитации. 1. Функциональное восстановление: а) полное восстановление; б) компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении.2. Приспособление к повседневной жизни. 3. Приобщение к трудовому процессу. 4. Диспансерный контроль реабилитированных. Цель реабилитации состоит в следующем: адаптация на прежнем рабочем месте; реадаптация — работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии — работа с пониженной физической нагрузкой в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности. При невозможности реализации изложенных выше пунктов — соответствующая переквалификация на том же предприятии, в случае неудачи или очевидной невозможности восстановления — переквалификация в реабилитационном центре с последующим подысканием работы по новой специальности. В настоящее время различают три основных вида реабилитации, которые осуществляются с помощью реабилитационных центров. Медицинская реабилитация Медицинская реабилитация включает лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного. В этот период также осуществляется психологическая подготовка пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации. Медицинская реабилитация начинается с момента обращения больного к врачу, поэтому психологическая подготовка пострадавшего находится в компетенции врача. Социальная или бытовая реабилитация Это один из важнейших видов реабилитации. Социальная или бытовая реабилитация ставит основной целью развитие у пострадавшего навыков к самообслуживанию. Главная задача врача-реабшштатора в этой группе больных состоит в том, чтобы обучить инвалида пользоваться самыми простыми, преимущественно бытовыми, приспособлениями. Большое значение здесь имеет индивидуальный подход к больному и творческий вымысел реабилитаторов в изготовлении различных приспособлений, упрощающий самообслуживание инвалида (рис. 72).
Рис. 72. Ложка со специальным фиксатором и тарелка с накладным высоким бортом. Профессиональная реабилитация Профессиональная, или производственная, реабилитация основной целью ставит подготовку инвалида к трудовой деятельности. Время, прошедшее от медицинской реабилитации до профессиональной, должно быть минимальным. Для инвалида имеет значение не только то, что ему скажут о ходе и прогнозе его заболевания, но также и тон, каким ему будут об этом говорить. В противном случае больной сам себе дает ответы на поставленные им вопросы, которые в большинстве случаев не соответствуют реальной действительности и поэтому часто не способствуют благоприятному исходу лечения. Чем дольше длится восстановительное лечение, тем больше возможностей для психической реакции со стороны инвалида. Он начинает думать, что уже не нужен на производстве, контакты с товарищами по производству теряются, да и состав работников на производстве за это время нередко меняется. Находящиеся на лечении в больнице часто не уверены в своих силах, у них доминирует чувство неполноценности, появляется потребность в защите и социальном призрении. То, что больного лечат, обслуживают, перевязывают и т. д., ослабляет его волю. Поэтому с первого дня лечения больного нужно ободрять, убеждать с демонстрацией примеров до того момента, когда он сам начнет активно участвовать в своей социальной и производственной реабилитации. Реабилитация всегда должна быть физической и психической, возвращать человеку уверенность в его полноценности. Больной должен понять, что с оставшимися силами и способностями он будет полноценным членом общества. В производственной реабилитации сочетаются успехи медицинской и социальной реабилитации. В настоящее время не подлежит сомнению, что рациональный труд улучшает сердечно-сосудистую деятельность и кровообращение, а также обмен веществ. В то же время длительная неподвижность приводит к атрофии мускулатуры и преждевременному старению. Поэтому чрезвычайно большое значение в процессе лечения приобретает трудотерапия. Отделения трудовой терапии и физиотерапии должны располагаться в одном здании и по возможности соединяться общим коридором. Для обучения бытовым навыкам оборудуются специальные комнаты, напоминающие домашнюю обстановку: спальня, ванная, кухня и т. д. Это. отделение бытовых навыков рекомендовано расположить между отделениями физио- и трудотерапии. При устройстве помещений для отделения трудотерапии должны соблюдаться определенные нормативы; так, покрытие полов, отопление и вентиляция должны быть такими же, как и в физиотерапевтическом отделении. В структуру отделения трудотерапии должны входить: столярная, ткацкая мастерская, типографский цех, мастерская по плетению корзин, веревок, сеток, обработке кожи, печатанию с клише, ручной вышивки, машинописи, шитья. Нельзя точно охарактеризовать все необходимое оборудование отделения трудовой терапии. Несомненно, его производственная направленность, обусловленная наличием определенного контингента больных, является одним из основных моментов в выборе тех или иных приспособлений. Так, например, при устройстве отделения в шахтерском районе в отделении трудотерапии создаются макеты угольных шахт, вагонеток и т. д. Иным будет оборудование для детского отделения, когда одним из основных средств лечения являются различные игры. Обычно центр профессионального обучения расположен вместе с отделением трудотерапии, где тренировка пострадавших должна проводиться с учетом выбора профессии.
Технический процесс трудотерапии Главное в обучении трудовым навыкам —. терпеливое объяснение больным техники трудовых процессов. Лучше подбирать работу, незнакомую для больного, объем которой не должен быть утомителен (через каждый час следует устраивать 20-минутный перерыв). Если по мнению инструктора больной не может продолжать работу, лучше его на этот день освободить. Для трудового процесса следует составить график на каждый день с таким расчетом, чтобы ежедневно выполнялся запланированный объем. Отделения трудотерапии должны поддерживать тесную связь с каким-либо производством, которое примет часть больных после трудотерапии на постоянную работу. Выбор метода трудотерапии обусловливается характером травмы, деформацией пострадавшей конечности и т. д. Трудотерапия является основой бытовой реабилитации, когда больной обучается навыкам принятия пищи, бритья, одевания и т. д. Особо важное значение указанные навыки социальной реабилитации приобретают у умственно отсталых детей, поэтому в отделениях трудотерапии реабилитационного центра для них должна быть выделена специально оборудованная комната со стендами (рис. 73), на которых вы * гавлены различные предметы обихода. Дети должны быть обучены пользованию различными видами запоров, ванной, душем и т. д., что крайне необходимо для выработки основных навыков самообслуживания. Таким образом, основными задачами трудотерапии являются. 1.Восстановление физических функций: а) увеличение подвижности суставов, укрепление мышц, восстановление координации движений, увеличение и поддержание способности к освоению рабочих навыков; б) обучение каждодневным видам деятельности (прием пищи, одевание и т. д.); в) обучение домашней работе (уход за детьми, домом, приготовление пищи и т. д.); г) обучение обращению с протезами, особенно верхних конечностей. 2.Изготовление в отделении трудотерапии упрощенных приспособлений, позволяющих больному заниматься каждодневными видами деятельности. 3.Определение степени профессиональной трудоспособности с целью установления вида работы, который подходит в данном случае. Травматология и ортопедия. Юмашев Г.С., 1983г. |
Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.
При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами