Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 

Предупреждение ожогов у детей
Основы хирургии - Организация хирургической помощи

Условия для возникновения ожогов у детей и взрослых разные. Большая часть ожогов у взрослых связана с производством. Дети же получают только бытовые ожоги: 93 % их происходит в домашних условиях; 3,5 % — во дворе; 3,5 % — на улице, в лесу и других местах вне дома.

Как же создаются такие неблагоприятные условия в домашней обстановке и почему от ожогов более всего и тяжелее всего страдают дети младшего возраста, еще не приспособленные к самостоятельности и целиком зависимые от окружающих взрослых? Сходны ли те обстоятельства, при которых получают ожоги маленькие дети, с теми, которые сопутствуют ожогам у их старших братьев и сестер? Оказывается, что обстоятельства, сопутствующие возникновению ожога, теснейшим образом связаны с возрастом ребенка. Именно возраст определяет особенности поведения ребенка и меру его ответственности за свои поступки.

I      период — грудной возраст — от рождения до года. Его отличает незавершенность развития центральной и периферической нервной системы. В этом периоде у ребенка начинают вырабатываться условно-рефлекторные связи. Он входит в контакт с окружающей средой, начинает ползать, хватать предметы руками, совать их в рот. При этом ребенок может засунуть в рот попавший ему в руки конец включенного
провода или схватиться за горячую дверцу печки. С 6—7 мес, в процессе освоения окружающей обстановки, у ребенка начинает накапливаться некоторый жизнен ный опыт, но он еще очень мал. С 8—9 мес детей все больше привлекают окружающие предметы и растет двигательная активность, а в процессе овладения ходьбой расширяется поле деятельности, поэтому и источников для получения травмы становится все больше. Родители и взрослые, находящиеся около маленького ребенка, обязаны обеспечить уход за ним и все его физиологические потребности, создать нужную ему и без опасную обстановку. Неправильный уход за ребенком и неблагоприятные условия среды — вот те основные факторы, которые приводят к несчастным случаям в этом возрасте.

II     период — преддошкольный, или старший ясельный возраст — от 1 до 3 лет. Характерным для него является дальнейшее развитие систем организма, расширение двигательной активности и объема предметной деятельности. У ребенка появляется потребность ходить, знакомиться с окружающими предметами и познавать их свойства. В умственном развитии особую роль играют подражание и стремление к самостоятельности. Ребенок тянется за интересующим предметом, пытается преодолевать препятствие, делает попытки самостоятельно есть, одеваться, следовать за матерью. Эту самостоятельную или собственную деятельность малыша взрослые должны поддерживать и направлять по соответствующему пути, учитывая возможности ребенка и ту ситуацию, в которой она происходит. К 2 годам дети обычно достаточно хорошо говорят и понимают объяснения и указания взрослых. Они способны понять и запомнить простей шую связь между предметами и явлениями (например, что прикосновение к горячему предмету вызывает боль). Дети хорошо помнят, что ванна, наполненная водой, связана с приятной процедурой купания, а наполненная тарелка обещает вкусную еду. Не охраняемые взрослыми, они могут забраться в ванну или стащить со стола тарелку, не предполагая, что вода в ванне горячая, а каша еще не остыла. Поэтому, начиная с этого времени, продолжая неусыпный надзор за ребенком, взрослые должны приучать его к выполнению элементарных правил поведения и прививать ему навыки личной безопасности.

III период — дошкольный — от 3 до 7 лет. В дошкольном возрасте совершенствуется психическое и физическое развитие, быстро развиваются интеллектуальные способности ребенка; его деятельность усложняется и становится более самостоятельной, а поведение — организованнее и осмысленнее. Он все теснее вступает в многообразные отношения с людьми и глубже знакомится с действительностью. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Однако, несмотря на большие сдвиги в физическом и психическом развитии, дошкольникам присущи быстрая утомляемость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, внушаемость. Движения дошкольника еще очень порывисты, не координированы. Бегая по коридору, он легко может столкнуться с человеком, несущим кастрюлю с горячим супом, упасть в стоящее на полу ведро или таз. В этом возрасте ребенок еще не отвечает за свои поступки и должен находиться под постоянным присмотром. Громадную роль в успешном накоплении жизненного опыта играют воспитание и обучение детей. Используя словесные воздействия и участвуя в организации детских игр, взрослые должны научить ребенка подчинить свое поведение определенным правилам, быть осмотрительным и осторожным.

IV период — школьный возраст — от 7 д о 1 6 лет. Говоря о детях школьного возраста, следует различать три возрастных периода: младший школьный возраст — 7—11 лет (отроки); средний школьный возраст — от 11 до 14 лет (подростки) и старший школьный возраст — 14—16 лет (юноши и девушки).

Несмотря на то, что в своем развитии 7-летний ребенок вполне подготовлен к учебно-трудовой деятельности, его психические процессы и личность в целом еще находятся в стадии совершенствования. В то же время в функциональном отношении многие органы достигают в этом возрасте полного совершенства. Усиленно развивается мышечная система, улучшается координированность движений. Растет сознательность и самоконтроль, начинают резко сказываться особенности влияния половых желез на своеобразие психофизического развития мальчиков и девочек.

Младшие школьники любознательны и впечатлительны, но недостаточно организованы. Им свойственны легкая возбудимость, эмоциональность и импульсивность. Внимание их носит неустойчивый характер. Жизненный опыт у них еще невелик. Поэтому они совершают опрометчивые поступки, не задумываясь о их последствиях. Например, чиркнув спичку, поджигают бумагу или занавеску, засовывают игрушку в горящую топку или вязальные спицы в отверстия штепсельной розетки. В процессе школьного обучения у детей развиваются волевые качества, восприятие становится более осмысленным, внимание — произвольным, запоминание — логическим.

После 11 —12 лет начинается весьма важный и своеобразный период в развитии детей — переход от детского состояния к взрослому. Дети этого возраста способны сознавать свою ответственность перед родителями и школой. Они более самостоятельно овладевают учебной программой, оказывают помощь родителям по хозяйству. Вместе с тем подростки склонны критически относиться к окружающему и действовать без учета своих реальных возможностей. Подростку кажется, что он превзошел опыт окружающих его взрослых людей, у него появляется повышенный интерес к героизму, мужеству, ко всякого рода приключениям и наряду с этим сохраняется стремление позабавиться и пошалить. Этим объясняется тяга подростка к различным экспериментам или играм с легковоспламеняющимися, взрывчатыми и другими опасными веществами, что нередко приводит к тяжелым последствиям. Постоянный контроль за досугом подростков необходим. А правильный педагогический подход, в основе которого лежит чуткое и уважительное отношение к ребенку этого возраста, повысит у него чувство ответственности, разовьет творческую инициативу, поддержит стремление к самостоятельности. При дефектах воспитания дети перенимают отрицательные черты у окружающих, а на окрики и физические наказания отвечают грубостью и озлобленностью.

В старшем школьном возрасте окончательно совершенствуются все психические процессы и свойства личности человека.

Анализ обстоятельств и причин ожогов у детей свидетельствует о том, что травмы с детьми происходят не столько от неблагоприятных условий среды — тесноты, скученности, захламленности домашних помещений, занятости родителей, сколько от незнания родителями анатомо-физиологических особенностей растущего организма и несоблюдения ими элементарных правил ухода за детьми. Неумение или нежелание взрослых приучить детей к дисциплине, соблюдению определенных норм поведения и правил личной безопасности тоже влечет за собой возникновение бытовых травм у детей.

Жизненные наблюдения показывают, что для каждого возрастного периода (грудного, ясельного, дошкольного и школьного) характерны свои обстоятельства бытовых травм и, в частности, ожогов. Они определяются уровнем психофизического развития ребенка.

Обстоятельства, сопутствующие возникновению ожогов у детей.

У грудных детей ожоги — не частое явление, тем не менее 7 % от числа обожженных составляют дети до года. Почти половина этих травм (44,5 %) связана с опрокидыванием детьми на себя небольших сосудов с нагретой пищей или водой. Чашка или тарелка, наполненная горячим содержимым и поставленная недалеко от сидящего на руках или детском стуле ребенка, всегда привлекает его внимание. Обычно катастрофа происходит в тот момент, когда мать, отец или бабушка на секунду отлучаются на кухню, к телефону или просто отвлекают свое внимание. Всего лишь чашка чая, а между тем для 6-месячного ребенка этого количества достаточно для того, чтобы получить обширный, а подчас и глубокий ожог.

Вторая частая причина ожогов в этом возрасте (27 %) — это прикосновение ребенка к накаленным металлическим предметам. Осваивая ходьбу, ребенок удерживается руками за различные предметы. Не ведая о последствиях, он может схватить все, что встречается ему на пути, в том числе и накаленную дверцу печки, включенную электроплитку или батарею парового отопления.

В ряде случаев, которые составляют 15 % среди всех ожогов у детей грудного возраста, сам ребенок не принимает никакого участия в том, что происходит с ним, а становится жертвой неосторожности взрослого человека. Взрослый случайно опрокидывает на ребенка горячую жидкость, наполняющую какой-нибудь сосуд, либо окатывает младенца во время купания горячей водой, не проверив заранее ее температуру. Наблюдаются ожоги у новорожденных детей вследствие неосторожного применения слишком горячих грелок.

Особенно трагично может закончиться эпизод, при котором взрослый, поставив рядом с кроватью ребенка электронагревательный прибор, отлучается из комнаты. Стоит одеялу или пеленке упасть на раскаленную спираль, как от него быстро загораются постельные принадлежности в кровати и беспомощный младенец оказывается в огне.

В преддошкольном или старшем ясельном возрасте ожоги становятся одним из наиболее частых видов травм. Они встречаются в 4 раза чаще, чем у грудных детей, и в 5 раз чаще, чем у детей школьного возраста.

Обваривание горячей жидкостью остается самой частой причиной травмы. Здесь возможны все варианты неблагоприятного стечения обстоятельств. Став очень подвижным, ребенок легко опрокидывает на себя чайник, стянув его со стола, получает ожог от столкновения со взрослыми, несущими горячую пищу. Особенно обширные и глубокие ожоги возникают на кухне или в ванной, куда ребенок следует за занятой домашними делами матерью и где он может легко упасть в ведро или таз с горячей водой и мыльно-содовым раствором, приготовленным для кипячения белья. При купании ребенка в ванне следует помнить, что температура горячей воды, поступающей из теплоцентрали, непостоянна и может достигать 70 СС. Пока мать отсутствует, напор воды и ее температура могут возрасти, тогда угроза ожога у малыша, находящегося в ванне, становится реальностью.

Результатом шалости детей со спичками могут быть тяжелые ожоги от воспламенения одежды. Легковоспламеняющиеся предметы могут нанести ущерб и другим присутствующим детям.

У детей старшей ясельной группы наблюдаются также глубокие ожоги пальцев кисти и ладони от действия электрического тока низкого напряжения. Эти ожоги возникают от непосредственного контакта детских рук с источником тока. Во время игры дети могут случайно коснуться руками плохо изолированных токоведущих проводов и неисправных розеток. Но чаще, подражая взрослым, они специально засовывают в отверстие штепсельных розеток металлические спицы или другие мелкие металлические предметы, отчего происходит двухполюсное включение. В такой ситуации удовлетворительное состояние электропроводки не гарантирует защиту от электротравмы.

Источником электроожогов при замыкании цепи могут быть также забытые взрослыми провода и удлинители, включенные одним концом в сеть. Дети берут их руками за недостаточно изолированные участки и даже засовывают в рот. При этом может образоваться серьезный ожог губ и языка.

В дошкольном возрасте (3—7 лет) ожоги остаются столь же обычным видом травмы, как и у детей ясельной группы. Частота ожогов объясняется большой подвижностью и любознательностью детей. Обваривание остается наиболее частой причиной термической травмы. Нередки случаи, когда ребенок, заболевший острым респираторным заболеванием, получает обширные ожоги во время домашнего лечения при ингаляции. Кастрюлю с горячим содовым раствором матери обычно ставят на кровать к ребенку между его ногами, а затем вместе с открытой кастрюлей, из которой идет пар, накрывают его сверху одеялом. Стоит ребенку неловко и резко повернуться, как все это неустойчивое сооружение переворачивается, и горячая жидкость льется ему на живот, бедра и половые органы. В результате вместо облегчения ребенок получает травму, нуждается в госпитализации, а нередко и в оперативном лечении.

У детей школьного возраста ожоги встречаются реже. Став более сознательными и опытными, школьники уже не получают ожогов от падений в тазы и ведра с горячей водой или от соприкосновения с накаленными предметами. Обваривания, если они и случаются, не бывают смертельными, а всегда заканчиваются выздоровлением ребенка. Но у школьников появляются свои типичные обстоятельства термической травмы. У девочек ожоги обычно связаны с неумелым выполнением домашних обязанностей, тогда как у мальчиков они непременно являются следствием шалостей и озорства.

Если обваривания кипятком у девочек — результат опрокидывания на себя кастрюль и чайников с кипятком дома, то у мальчиков поражения от горячей воды могут возникнуть на улице. Это случается с ними зимой, при прорыве труб теплоцентрали, в местах скопления горячей воды.

Мальчики всегда там, где создается аварийная ситуация, их неумеренное любопытство нередко может привести на больничную койку.

Особенно страшны последствия высоковольтных ожогов, которые могут быть причиной смерти и инвалидности ребенка. Ожоги токами высокого напряжения характерны для мальчиков, которые, желая показать свою смелость, проникают в трансформаторную будку или озорничают с проводами на улице.

Анализ времени происшествия показывает, что количество случаев ожога у детей постепенно нарастает с 10 до 13 ч, затем после кратковременного снижения вновь волнообразно поднимается, достигая своего максимума к 20—21 ч. В это время взрослые нередко бывают заняты домашними делами, а дети остаются без присмотра. Частота ожогов у детей различных возрастных групп зависит от распорядка их дня. У детей ясельного возраста количество случаев ожогов возрастает в утренние часы с 10 до 13 ч, а затем в период дневного сна снижается. С 17—18 ч вновь начинается увеличение количества случаев ожогов. У дошкольников, день которых начинается несколько позже, рост случаев ожога перемещается на время с 12 до 13 ч. Вторая волна подъема отмечается с 18 ч, когда возвращаются домой дети, находившиеся в течение дня в детских учреждениях.

У детей школьного возраста количество случаев ожога заметно возрастает с 17—18 ч. В утренние часы во время пребывания детей в школе ожоги у детей школьной группы наблюдаются редко. Все эти данные указывают на огромное значение надзора за детьми и необходимости правильной организации их досуга.

В процессе познания окружающего мира и совершенствования своей предметной деятельности ребенок может попасть в опасное и даже рискованное положение. Его действия с вещами основаны лишь на подражании взрослым. Собственный жизненный опыт накапливается с годами. Поведение ребенка по отношению к окружающей действительности вырабатывается не сразу, а на основе многолетнего систематического воспитания и обучения. За обстановку, в которой находится ребенок, и за его поступки всецело отвечают окружающие его взрослые. Они несут ответственность за здоровье ребенка и его безопасность. Учитывая возрастные особенности детей, взрослые должны обеспечить им обстановку, исключающую возможность возникновения травмы, научить их дисциплине поведения, осторожности и правильной оценке возможных последствий своего поступка.

Чтобы предохранить детей от ожогов, родители и взрослые должны соблюдать меры предосторожности. Эти меры не сложны, но их следует выполнять неукоснительно и всем тем, кто имеет отношение к детям. Они касаются не только родителей и родственников детей, но и других взрослых, в том числе работников детских лечебно-профилактических учреждений, отделов народного образования, коммунального хозяйства, строительных организаций. Задача медицинских работников заключается, кроме того, в том, чтобы, изучив причины ожогов у детей, предложить меры профилактики и постоянно акцентировать внимание населения на необходимости их выполнения.

Первое и главное условие предупреждения ожогов и других травм у детей состоит в том, чтобы, создав детям благоприятные условия жизни в быту, обеспечить им постоянный и действенный надзор дома и вне его. Другим краеугольным камнем профилактики ожогов у детей является обучение их правилам личной безопасности при обращении с огнем, нагретыми жидкостями, электроприборами, взрывоопасными, легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами.

Конкретный перечень профилактических мероприятий сводится к следующему: нельзя ставить постель маленького ребенка около стола, на котором может находиться посуда с горячей водой или пищей, или допускать приближение ребенка к таким местам. Пища, подаваемая для кормления ребенку, должна быть охлажденной. Не следует ставить емкости с нагретой жидкостью на пол, на край табуретки или стола в помещении, где находятся дети. Надо с повышенным вниманием и осторожностью переносить посуду с горячими жидкостями в местах, где могут внезапно появиться дети.

При купании ребенка надо наливать в ванну прохладную и лишь затем горячую воду и тщательно контролировать ее температуру перед погружением или обливанием ребенка. Следует помнить, что температура горячей воды, вытекающей из теплоцентрали, непостоянна и может быть выше -f- 70 °С, тогда как прогревание тканей до температуры +45... + 55°С вызывает их гибель. Поэтому нельзя оставлять маленьких детей в ванне без надзора при открытом кране с горячей водой.

Прежде чем сделать ребенку в домашних условиях лечебную процедуру (паровую ингаляцию, лечебные банки, ножные ванны, припарки, горчичники), надо получить от опытных медицинских работников (патронажная медицинская сестра или участковый врач) подробный инструктаж о том, как технически правильно следует выполнить эту процедуру. Только после этого можно приступить к ее осуществлению. Иначе можно принести ребенку больше вреда, чем пользы.

При пользовании грелкой для ребенка в нее надо наливать воду, температура которой не должна превышать +40 °С.

Пребывание детей в кухне и в ванной, где происходит приготовление пищи или стирка белья, недопустимо.

Около кровати ребенка нельзя оставлять без надзора включенные электрические приборы.

Нельзя оставлять в доступных для детей местах спички, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, плохо изолированные или включенные только одним концом в сеть токонесущие провода.

Дети не должны без надзора пользоваться газом или подходить к открытому огню и нагретым металлическим предметам.

Во дворах, подвалах, чердаках, на территории строящихся объектов опасно оставлять в открытых емкостях легковоспламеняющиеся вещества.

В случаях прорыва труб, снабжающих город горячей водой, место, где произошла авария, нужно немедленно и надежно оградить и обеспечить охраной. Надо пресекать шалости детей с огнем и научить детей школьного возраста правильному обращению с газовой плитой и нагретыми жидкостями.

Нужно следить за состоянием электропроводки в домах и квартирах и своевременно устранять имеющиеся неполадки.

При праздновании новогодней елки недопустимо пользоваться свечами и самодельными электрическими осветительными гирляндами. Нельзя поджигать в закрытом помещении бенгальские огни, особенно если в нем находятся дети в праздничных нарядах, украшенных ватой.

Штепсельные розетки надо устанавливать на высоте 11/2 м над полом или пользоваться закрывающимися розетками. Не рекомендуется поручать детям самостоятельно включать и выключать холодильники, телевизоры, магнитофоны, электрические лампы.

Обязанности взрослых состоят в том, чтобы проявлять постоянное внимание к маленьким детям и помнить о их беззащитности. Наряду с постоянным надзором, надо воспитывать в подрастающих детях чувство ответственности за себя и окружающих и обучать их правильным приемам самообслуживания в быту.

Ожоги у детей. Казанцева Н.Д. 1986г.

 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами