Ректороманоскопия кишечника. Подготовка к ректороманоскопии |
Основы хирургии - Хирургические манипуляции и операции |
Ректороманоскопия — распространенный и общедоступный метод эндоскопического исследования, абсолютно безопасный в опытных руках. Данная манипуляция дает не только исчерпывающую информацию о состоянии слизистой оболочки конечного отдела кишечника, но также и ценные сведения о кишечном содержимом, тонусе кишки, состоянии венозной геморроидальной сети и т. п. Это обеспечивает надежную диагностику не только локальных процессов (полипы, анальные трещины и др.), но и заболеваний, захватывающих обширные участки кишечника (полипоз, неспецифический язвенный колит и др.). Ректороманоскопию применяют в дополнение к пальцевому ректальному исследованию и для исследования недоступных осмотру участков кишки. Обычно в этом возникает необходимость при выделении крови через прямую кишку, запорах, неустойчивом стуле, когда подозревают полипы, язвы, опухоль, повреждения слизистой оболочки. Кроме того, с помощью ректороманоскопии контролируют состояние слизистой оболочки после перенесенной дизентерии и некоторых других кишечных заболеваний. Противопоказаний для ректороманоскопии практически нет. Подготовка к исследованию, выбор аппарата и некоторые технические моменты данной процедуры регламентируются возрастом ребенка и характером патологического процесса. Подготовка детей младшего возраста (до 3 лет) состоит из двух очистительных клизм кипяченой водой в объеме 50 — 150 мл за 60 и 30 мин до исследования с последующим введением газоотводной трубки. Детей более старшего возраста готовят по следующей схеме: вечером накануне исследования и за 1 — 1,5 ч до манипуляции — очистительные клизмы объемом 300 — 500 мл, а за 20 — 30 мин до процедуры — газоотводная трубка с боковыми отверстиями. В стандартную схему подготовки вносят коррективы в зависимости от предполагаемого диагноза. Так, при подозрении на неспецифический язвенный колит не следует отмывать кишечник до чистой воды, так как при этом удаляется налет со слизистой оболочки и вымываются все патологические примеси, характер которых помогает установить правильный диагноз. Напротив, при подозрении на полип прямая и сигмовидная кишки должны быть полностью опорожнены.
Ректороманоскопию проводят в кабинете, оснащенном наборами для исследования: детским ректоскопом М-170 и взрослым Р-185 или ректоскопами с волоконным световодом, а также биксами с ватными шариками, марлевыми салфетками, флаконами с вазелиновым маслом, удобным для проведения исследования столом. Подавляющее большинство детей старше 3 лет легко переносят ректороманоскопию без обезболивания. Лишь у маленьких и очень беспокойных детей возникает необходимость в кратковременной общей анестезии. Техника ректороманоскопии. Положение ребенка — на спине с согнутыми в коленных суставах и поднятыми вверх ногами. У детей в силу психологических особенностей коленно-локтевое положение менее удобно, а иногда и невозможно. У самых маленьких детей (до 3 лет) применяют короткий тубус детского ректоскопа М-170, а старше этого возраста — узкий тубус из ректоскопического набора для взрослых Р-185 или ректоскопа с волоконным световодом. Тубус вместе с оливой-проводником смазывают вазелиновым маслом и аккуратно, вворачивающими движениями, вводят в прямую кишку на глубину 3 — 4 см. Затем проводник удаляют, надевают окуляр и все последующие манипуляции осуществляют только при ясном видении просвета кишки. При помощи баллона Ричардсона, соединенного с трубой, кишку умеренно раздувают воздухом по мере продвижения тубуса. Необходимо учитывать изгибы кишки. Чем меньше ребенок, тем более вертикально расположена прямая кишка и менее выражены ее изгибы. При исчезновении просвета кишки из поля зрения продвижение ректоскопа прекращают, тубус немного отводят назад. Необходимо отметить, что во время продвижения ректоскопа вперед внимание врача должно быть сконцентрировано в основном на технической стороне процедуры, а при извлечении аппарата особое внимание уделяют осмотру слизистой оболочки. Для лучшего обзора участков слизистой, находящихся за поперечными складками, целесообразно совершать круговые движения тубусом ректоскопа. Глубина введения его зависит от возраста ребенка и варианта положения тазового отдела сигмовидной кишки. В среднем она равна 15—25 см. Рельеф слизистой оболочки прямой кишки представлен продольными и поперечными складками. Постоянными из продольных складок являются лишь 8 — 10 коротких складок, расположенных в нижнеампулярном отделе — так называемые морганьевы валики. В ампуле прямой кишки обычно видны три поперечные полулунные складки. Неизмененная слизистая оболочка прямой кишки выглядит розоватой или бледно-розовой, гладкой и блестящей, более яркой в области морганьевых валиков. Сквозь слизистую оболочку проступает разветвленная сосудистая сеть подслизистого слоя в виде переплетения мелких сосудов. Сосудистый рисунок в прямой кишке вариабелен, может усиливаться вследствие клизм. При воспалительных изменениях вид слизистой оболочки прямой кишки меняется. При проктосигмоидитах в некоторых случаях появляются очаговая гиперемия разной интенсивности, отек, белесоватая слизь. Могут встречаться редкие точечные кровоизлияния, иногда — большое количество округлых выбуханий — фолликулов диаметром до 0,3 см, бледно-розового цвета, реже гиперемированных. Слизистая оболочка может терять присущий ей блеск, становится тусклой. Встречаются изъязвления. Среди опухолей прямой и сигмовидной кишок ведущее место занимают полипы — округлые образования на ножке или широком основании. Диаметр их разный — от 0,3 — 0,5 см до 3 — 4 см и более. Большие полипы могут тянуть за собой участок неизмененной слизистой оболочки. Как правило, полипы бывают красного или вишневого цвета. Поверхность их гладкая, но может быть шероховатой, покрытой фибрином, эрозированной, что свидетельствует о выраженном воспалении. Обнаружение полипов в прямой кишке ставит необходимость проведения колоноскопии для исключения полипов в других отделах толстой кишки. Руководство по детской поликлинической хирургии.-Л.:Медицина. -1986г.
Еще статьи на эту тему: |
Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.
При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами