Бронхоскопический лаваж при лечении бронхиальной астмы |
Реаниматология - Реанимация при дыхательной недостаточности |
Отмыть каждый сегментарный бронх можно только при бронхоскопии. Под местной анестезией это невыполнимо, а для осуществления бронхоскопии в условиях наркоза обычные методы ИВЛ непригодны. Нужен такой метод ИВЛ, который не только предупредит дальнейшее усиление гипоксии и гиперкапнии, но и обеспечит оптимальный газообмен, несмотря на одновременное выполнение эндобронхиальных вмешательств через просвет бронхоскопа. Такой метод вентиляции предложил Sanders (1967). Именно при использовании этого инжекционного метода возможно последовательное тщательное промывание всех сегментов. В том случае, когда применяется двухпросветная трубка Карленса, такие условия не достижимы, промывание проводят вслепую и бесконтрольно.
Подлинное внедрение бронхиального лаважа в клинику связано с предложением Тhompson и Рryor (1964, 1966). Чтобы деблокировать мелкие и средние бронхи, Тпотрзоп в условиях бронхоскопии под наркозом поочередно катетеризировал сегментарные бронхи, вводя в них под давлением по 50 мл жидкости и тотчас через тот же катетер ее отсасывал. Нагнетание жидкости позволило механически удалять сгустки из бронхов. На весь лаваж требовалось 800—1500 мл, треть удавалось отсосать обратно, а остальное всасывалось. Thompson использовал физиологический раствор, для нормализации рН добавлял в него бикарбонат натрия, протеолитические ферменты и моющие вещества. Самое тяжелое состояние больных, по мнению Thompson с соавторами (1966), не служит противопоказанием к бронхиальному лаважу, поскольку наилучшие результаты получены у почти умирающих больных. Наш собственный опыт применения модификации бронхиального лаважа полностью подтверждает положительную оценку такого бронхологического пособия. Однако рутинная техника бронхоскопии, даже с использованием дыхательных бронхоскопов, не обеспечивает надежных условий. Главный недостаток в том, что для посегментарного промывания бронхов необходима многократная разгерметизация дыхательного контура в связи с открытием смотрового окна бронхоскопа. При астматическом статусе и гипоксической коме какие-либо паузы в ИВЛ недопустимы. Вентилировать больных во время астматического статуса, создавая высокое давление на вдохе с помощью дыхательного бронхоскопа, затруднительно. Проведенный в нашей клинике поиск позволил избрать вариант, полностью сохраняющий все достоинства первоначального предложения Тompson, но в условиях проведения непрерывной и эффективной ИВЛ, включая периоды длительной разгерметизации системы больной — бронхоскоп — аппарат. При осуществлении этого метода задача заключается в том, чтобы избежать утечки газа через открытое смотровое окно бронхоскопа. Предложение Sanders предусматривало создание направленной струи кислорода в тубусе бронхоскопа (рис. 11). Для этого кислород вдувают через инжекционную иглу, встроенную в проксимальную часть тубуса. Сопротивление тонкой иглы велико, поэтому для создания достаточно мощной струи кислорода, способной поднять внутритрахеальное давление на несколько десятков сантиметров водяного столба, на входе инжекционной иглы приходится создавать давление в несколько атмосфер. Тубус бронхоскопа выполняет роль диффузора. Вдуваемая газовая струя не только идет в сторону легких, но и увлекает за собой воздух (инжекция), поэтому во время вдоха не только нет утечки кислорода, но и, наоборот, атмосферный воздух засасывается и разбавляет дыхательную смесь. Поток кислорода периодически прерывается и тогда происходит пассивный выдох в атмосферу.
Нами с инженером Л. Б. Тафлинским сконструирован специальный инжекционный бронхоскоп и автоматический инжекционный респиратор с переключением фаз по времени. Используемый модифицированный метод инжекционной вентиляции предусматривает обязательное измерение внутритрахеального давления, а также блокировку, предупреждающую чрезмерное повышение давления, раздельную регулировку продолжительности вдоха и выдоха, защиту лица бронхолога от попадания выдыхаемого больным воздуха. ИВЛ инжекционным методом проводят «вручную» перекрытием питающего протока кислорода, для чего пережимают кислородный шланг, либо используют встроенный в шланг пневмотумблер — переключатель или специальный респиратор. При использовании этого метода эндоскопические манипуляции практически не сказываются на параметрах ИВЛ, а бронхолог получает возможность непрерывной работы при постоянно открытом визирном окне бронхоскопа. Во время вдоха внутритрахеальное давление можно доводить до 15—40 см вод. ст., хотя возможно получение и более высокого давления. Чем тяжелее состояние больного в связи с астматическим статусом, тем более высокое давление следует создавать во время вдоха. Частота дыхания—10—15 в 1 мин. Содержание кислорода во вдыхаемой смеси следует регулировать: при крайней степени вентиляционно-обтурационных нарушений нужна вентиляция чистым увлажненным кислородом, у других больных содержание кислорода во вдыхаемой смеси можно снизить до 50—70% (рис. 12).
Рис. 12. Газы крови во время бронхиального лаважа в условиях инжекционной ИВЛ. А — исходные; Б — перед интубацией и при вентиляции чистым О2; В — через 5 мин инж. ИВЛ маской; Г — через 10 мин инж. ИВЛ; Д —через 15 мин инж.ИВЛ; Е —сразу после окончания бронхоскопии и экстубации Во время инжекционной вентиляции рО2 артериальной крови сразу существенно возрастает, а гиперкапния уменьшается. В момент введения бронхоскопа нередко возникает артериальная гипертензия, но во время бронхоскопии отмечена тенденция к нормализации артериального давления, зачастую исчезает имевшаяся ранее аритмия сердца. Бронхоскопию и лаваж следует выполнять под внутривенным барбитуровым наркозом с релаксантами, иногда дополнительно вводя седуксен. Если бронхоспастический компонент выражен, а предварительная ингаляция фторотана облегчает состояние больного, то у таких больных для вводного наркоза и поддержания его следует использовать фторотан. Экстубацию следует производить после появления начальных признаков восстановления дыхания. Для лаважа бронхов достаточно 15— 25 мин. Бронхи следует промывать теплым физиологическим раствором или раствором фурагина-К в смеси с физиологическим раствором. Обычно расходуется до 800 мл жидкости; примерно треть жидкости удается отсосать. В отдельных случаях жидкость настолько быстро всасывается, что обратное поступление ее незначительно. Как правило, с промывными водами удаляется большое количество мелких колбасовидных белых сгустков, имеющих форму бронхиальных слепков (рис. 13). Выделение жидкости из легких иногда продолжается в течение первых суток после промывания, облегчая кашель и отхождение мокроты.
Рис. 13. Слепки бронхов, отмытые во время эндобронхиального бронхоскопического лаважа Для купирования астматического статуса требуется одно, реже два промывания. Наибольшее облегчение больные отмечают через несколько часов после окончания вмешательства. Для закрепления положительных результатов лечения через разные сроки следует проводить повторный лаваж. Применение лаважа бронхов позволяет сократить дозы гормонов у привыкших к ним больных, а у некоторых отказаться от применения стероидов. Отмечено также снижение резистентности к бронхолитическим средствам. В настоящее время бронхиальный лаваж, именно посегментарный лаваж, целенаправленное промывание блокированных мелких бронхов жидкостью под давлением, а не «полоскание наугад» незаменимы для лечения больных с тяжелыми формами бронхиальной астмы и астматического статуса. Руководство по клинической реаниматологии, под ред. проф. Т.М. Дарбиняна, 1974
Еще статьи о бронхиальной астме: - Бронхиальная астма: классификация и клинические проявления |
Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.
При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами