Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 
Оптимизация двигательной деятельности детей и подростков
Анатомия и физиология - Общие сведения

Оптимизация двигательной деятельности детей и подростков — это по существу создание нормальных условий дня сохранения и повышения резервов здоровья.

Физическую нагрузку следует рассматривать как стимулятор физиологической активности организма, полезность действия которого определяется конечным результатом — крепким здоровьем, оптимистическим эмоциональным состоянием.

Физиология человека для учителя физической культуры — теоретическая основа здорового образа жизни, которому он и учит школьника, используя такой мощный инструмент совершенствования функций организма, как физические упражнения.

Функциональной и морфологической основой повышения жизнеспособности организма при систематической мышечной деятельности является повышение уровня обмена веществ и на этой основе — активизация пластических и энергетических процессов. Стимулированный физической нагрузкой биосинтез служит структурной основой адаптации организма к мышечной деятельности.

Адаптированный к физическим нагрузкам организм приобретает новые качества, которые в наиболее доступном для школьника толковании сводятся к повышению резервов здоровья. И потому знание физиологии является теоретической основой здорового образа жизни, неотъемлемая часть которого — систематическая мышечная деятельность, физическая культура.

Одной из плодотворных концепций полезности физических упражнений является теория функциональных систем. Согласно этой теории, любая физиологическая система является целостной, хорошо структурированной, с прямыми и обратными связями, иерархической соподчиненностью ее элементов. Эффективность ее функционирования оценивается достижением полезного адаптивного результата. Системный подход к анализу сложных процессов в целостном живом организме при воздействии физических упражнений поможет преподавателю физкультуры найти ответ на вопрос: в какой ситуации двигательная деятельность может стать полезной, а в какой — вредной? Поэтому вопрос о допустимых нагрузках — это прежде всего вопрос об исходном состоянии организма каждого школьника. Одна и та же нагрузка на разной функциональной и морфологической основе может быть и абсолютно полезной, и чрезмерной, ведущей к перенапряжению и болезни.

Преподавателю физической культуры нужно не столько знание абсолютных норм физической нагрузки (они всегда относительны), сколько глубокое понимание механизмов физиологических процессов и возможное их изменение под воздействием физических нагрузок. От знания общих физиологических закономерностей к строго дифференцированному подходу к каждому ребенку — так в самом общем виде может быть представлено сочетание физиологии с практикой физического воспитания.

Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.

 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами