Экстренная медицина

Главная О сайте Блог врача
 

Дискоординированная родовая деятельность. История болезни
Акушерство и гинекология - Патология беременности и родов

Р., 27 лет, поступила в родильный дом в 17 ч в связи с родовой деятельностью.

Анамнез. Наследственность не отягощена. В детстве болела ветряной оспой и корью, взрослой — ангиной и гриппом. Менструации с 14 лет, установились сразу, по 3—4 дня, через 26—28 дней, умеренные, безболезненные. Последняя менструация с 5 по 8.02.1986 г. Замужем с 20 лет, брак первый.
Беременность четвертая. Первая беременность закончилась самопроизвольным абортом с последующим выскабливанием матки, вторая — преждевременными родами на IX месяце (ребенок жив; в послеродовом периоде был метроэндометрит), третья наступила через 2 года после родов и закончилась искусственным абортом (в послеабортном периоде отмечались длительные кровянистые выделения из половых путей).
Течение данной беременности. В I половине ее беспокоили тошнота и рвота, течение II половины без осложнений. Женскую консультацию посетила 10 раз, в первый раз — при сроке беременности 7 нед, в последний — 6 дней назад. Прошла цикл занятий по физиопсихопрофилактической подготовке к родам. Первое шевеление плода почувствовала в конце июня. Родовая деятельность началась за 5 ч до поступления в родильный дом. Воды не изливались.
Общее и акушерское обследование. Состояние удовлетворительное, температура 36,9°С. Рост 159 см, масса тела 72 кг. Пульс 84 в минуту. АД 110/70 мм рт.ст. Со стороны органов кровообращения, дыхания и пищеварения патологических изменений не обнаружено. Живот овоидной формы, окружность его на уровне пупка 100 см, высота стояния дна матки над лоном 35 см. Положение плода продольное, I позиция, головное предлежание. Головка прижата ко входу в малый таз. Сердцебиение плода 132 в минуту, ясное, ритмичное, слева ниже пупка. Схватки через 3—4 мин по 30—35 сек. Размеры таза: 25, 28, 31, 20 см.
Влагалищное исследование. Шейка матки сглажена, раскрытие зева на 3 см, плодный пузырь цел, во время схватки хорошо наливается. Предлежит головка, прижатая ко входу в малый таз. Стреловидный шов слегка в правом косом размере, малый родничок слева и спереди, большой — справа и кзади, расположен выше малого. Мыс не достигается, костных деформаций таза нет.
Была принята выжидательная тактика ведения родов при тщательном наблюдении за характером родовой деятельности, продвижением головки и сердцебиением плода.
В течение последующих 6 ч схватки несколько ослабли, однако стали более болезненными. Роженица почувствовала боли в поясничной области, не мочилась в течение 3 ч. Моча была выпущена по катетеру, светлая. Головка плода прижата ко входу в малый таз, сердцебиение плода 134 в минуту, ясное, ритмичное.
При повторном влагалищном исследовании (в 23 ч 9.11) отмечено, что зев раскрыт на 5 см, края зева толстоватые. Плодный пузырь в момент исследования вскрылся, излилось умеренное количество светлых околоплодных вод. Предлежит головка, прижатая ко входу в малый таз. Расположение стреловидного Шва и родничков прежнее.
В связи с ослаблением родовой деятельности и замедленным раскрытием шейки матки назначена родостимуляция капельным внутривенным введением окситоцина (5 ЕД окситоцина в 500 мл 5 % раствора глюкозы), которое начато с 8 капель в минуту. Через 30 мин, когда скорость его введения увеличили до 15 капель в минуту, у роженицы появились чрезвычайно болезненные спастические схватки, в связи с чем введение препарата было прекращено.


Каков диагноз?

Для того чтобы поставить правильный диагноз, необходимо детально проанализировать течение родов у наблюдаемой нами роженицы. Родовая деятельность началась у нее 9.11. в 12 ч. При поступлении в родильный дом схватки были ритмичными и достаточно интенсивными (через 3—4 мин по 30—35 сек), раскрытие шейки матки удовлетворительное. Во время влагалищного исследования, произведенного в момент поступления, шейка матки оказалась сглаженной, а раскрытие маточного зева составляло 3 см и, что характерно, не отмечено ригидности шейки матки. Поэтому в момент поступления женщины не было никаких оснований говорить о слабости родовой деятельности и ригидности шейки матки.

В течение последующих 6 ч схватки стали более слабыми, однако на фоне этого появились боли в области поясницы и задержка мочеиспускания в течение 3 ч, замедлилось раскрытие шейки матки. При повторном влагалищном исследовании было обращено внимание на то, что края наружного зева толстоваты.

Можно ли на основании этих данных поставить диагноз вторичной слабости родовой деятельности и ригидности шейки матки или речь идет о другой форме акушерской патологии?

Следует отметить, что ригидность шейки матки обычно проявляется уже почти с самого начала периода раскрытия и сопутствует в дальнейшем всему 1 периоду родов. Мы не можем также поставить диагноз слабости родовой деятельности, потому что для этого необходимо дальнейшее динамическое наблюдение за роженицей.

Наиболее характерные признаки имеющейся патологии — возникновение болезненности схваток, болей в поясничной области и затрудненного мрчеиспускания, при этом все указанные симптомы развились на фоне ослабления родовой деятельности. Описанный симптомокомплекс весьма типичен для дискоординации родовой деятельности.

Ввиду того, что такая родовая деятельность встречается сравнительно нередко, а ее диагностика почти всегда вызывает определенные трудности, рассмотрим более подробно патогенез, клинику и терапию этого осложнения родового акта.

Нормальная родовая деятельность, сопровождающаяся ретракцией мышечных волокон тела матки и дистракцией шейки, в целом зависит от правильного тонуса этих обоих отделов матки. Сокращение матки обычно начинается в области трубных углов и оттуда распространяется на нижний сегмент Матки. Обе половины матки в физиологических условиях сокращаются одновременно, то есть координированно. По мнению одних авторов, в матке имеются два центра сокращений, расположенных около места прикрепления маточных труб, и волна сокращений возникает в одном из этих центров, а оттуда распространяется по всей матке. По данным других исследователей, в матке можно обнаружить несколько центров возбуждения. Главный центр располагается в дне матки справа, откуда импульсы распространяются симметрично на левую половину матки, где заложен второй центр, и книзу, на область нижнего маточного сегмента.

На передней поверхности матки по средней линии имеются еще три центра возбуждения, один из которых находится в области шейки матки. Для нормальной родовой деятельности характерно последовательное возникновение возбуждения в этих центрах.

Большую роль в уточнении важнейших вопросов сокращений матки сыграл метод гистерографии, с помощью которого представилась возможность выделить несколько типов дискоординированной родовой деятельности. Было установлено, что у некоторых женщин сокращения матки начинаются не с углов, как это бывает при нормальных схватках, а с области нижнего маточного сегмента. При этом сокращения мускулатуры нижнего сегмента значительно сильнее, чем сокращения тела матки. Таким образом, сокращения нижнего маточного сегмента как бы «запирают» матку, а схватки при этом становятся крайне болезненными.

У ряда женщин удается отметить некоординированные сокращения левой и правой частей матки, которые при-водят к замедлению процессов сглаживания и раскрытия шейки матки, а схватки также имеют болезненный характер. Иногда при дискоординированной родовой деятельности происходят фибриллярные сокращения мускулатуры различных отделов матки, которые начинаются и заканчиваются в совершенно различное время, при этом паузы между схватками практически отсутствуют.

Наконец, к дискоординированной родовой деятельности следует отнести схватки, сопровождающиеся очень высокой частотой сокращений и повышенным тонусом маточной мускулатуры.

Следовательно, данная патология может наблюдаться в различных вариантах.

Каковы же ее клинические проявления?

К важнейшим из них следует отнести:
—    регулярные, болезненные, сильные или, наоборот, слабые схватки и резкое замедление раскрытия маточного зева;
—    резкие боли в поясничной области;
—    отсутствие продвижения плода по родовому каналу, несмотря на наличие правильных соотношений между размерами таза и головки;
—    задержка мочеиспускания при отсутствии признаков сдавления уретры и мочевого пузыря. Этот симптом объясняется тем, что спастическое сокращение нижнего маточного сегмента и шейки матки сопровождается длительным тоническим сокращением шейки мочевого пузыря, вследствие чего роженица не может самостоятельно мочиться.

Первые симптомы дискоординированной родовой деятельности появились у нашей роженицы в течение 6 ч от момента ее поступления в стационар и выражались ослаблением и болезненностью схваток, болями в поясничной области, отсутствием самостоятельного мочеиспускания и замедленным раскрытием маточного зева.

Какова возможная причина развития данной патологии у нашей роженицы?

Прежде всего следует обратить внимание на отягощенный акушерский анамнез. Первая беременность у нее закончилась самопроизвольным абортом с последующим, выскабливанием матки, после второй отмечались признаки эндометрита, а после третьей, закончившейся искусственным абортом,— длительные кровянистые выделения из половых путей, по-видимому, вследствие обострения воспалительного процесса в матке.

При развитии в матке воспалительных и дегенеративных процессов в наиболее измененных участках маточной стенки снижается способность нервно-мышечного аппарата к восприятию раздражений или же измененная мускулатура теряет способность отвечать на получаемые импульсы нормальными сокращениями. Поэтому воспалительные и дистрофические изменения маточной стенки служат наиболее частой причиной некоординированных, аритмичных и болезненных схваток.

Правильно ли вели роды?

Исходя из современных представлений о патогенезе дискоординации сокращений матки, следует сказать, что роды у нашей роженицы проводили не совсем правильно. Дискоординация схваток была ошибочно расценена как признак слабости родовой деятельности, в связи с чем вместо спазмолитических средств был назначен окситоцин, который совершенно противопоказан при данной форме аномалии родовой деятельности. Введение окситоцина привело к возник-новению спастических схваток, что весьма опасно в отношении разрыва матки и внутриутробной гипоксии плода. Поэтому в таких случаях нужно немедленно прекратить его введение.

Какова дальнейшая акушерская тактика?

После прекращения введения окситоцина необходимо применение спазмолитических средств. Возможно также использование акушерского наркоза. Выраженное спазмолитическое действие на мускулатуру матки оказывают также токолитические препараты (партусистен, ритодрин).

Акушерский семинар, Кирющенков А.П., Сабуров Х.С.,1992г.
 

ОПРОС

Имеете ли вы отношение к медицине?
 

Nota bene!

Материалы сайта представлены для получения знаний об экстренной медицине, хирургии, травматологии и неотложной помощи.

При заболеваниях обращайтесь в медицинские учреждения и консультируйтесь с врачами